Эта российская ракета известна на Западе под именем «Сатана».
Фото из книги «Оружие России»
Новая Военная доктрина России готова и принята на оперативном совещании Совета безопасности. Документ дожидается лишь официального утверждения указом президента РФ Дмитрия Медведева, после чего текст доктрины будет обнародован. Об этом сообщил находящийся с визитом в Дели секретарь Совбеза Николай Патрушев.
Он пояснил, что текст доктрины не является секретным и будет доступен для ознакомления после прохождения всех необходимых процедур. Хотя ранее заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын говорил, что «она будет состоять из двух частей – открытой, которая будет включать главным образом военно-политические аспекты, и закрытой, где будут четко определены вопросы правоприменения армии и флота, включая использование ядерного оружия в качестве инструмента стратегического сдерживания».
Секретарь Совбеза добавил, что она составлена на основе действовавших документов, но учитывает и кардинальные изменения, произошедшие в мире. Нынешний – это третий вариант Военной доктрины в современной России (сейчас действует доктрина 2000 года, первая была принята в 1993 году).
Главное, по мнению аналитиков, что, согласно новой доктрине, Россия оставляет за собой право применения ядерного оружия в случае угрозы существованию государства. Ранее замсекретаря Совбеза Юрий Балуевский сравнивал эту концепцию с американским правом на «глобальный молниеносный удар». Теперь возможность нанесения превентивного ядерного удара по агрессору «в критических для национальной безопасности ситуациях», видимо, закреплена де-юре.
Эксперты объясняют это тем, что Россия, как и другие страны, имеет право самостоятельно решать, как будет действовать в той или иной критической ситуации. Непрекращающийся прием новых членов в НАТО, активизация военной деятельности блока, интенсивные учения стратегических сил США с отработкой вопросов управления применением стратегического ядерного оружия не могут не тревожить, говорит Николай Патрушев. Одновременно сохраняются «дестабилизирующие факторы», среди которых тенденция распространения ядерных, химических, биологических технологий, производства оружия массового уничтожения, возрастающий уровень международного терроризма, обостряющаяся борьба за топливно-энергетические и другие сырьевые ресурсы.
Новая Военная доктрина отвечает на эти угрозы. Она, по словам секретаря Совбеза, предполагает гибкое и своевременное реагирование на текущие и перспективные изменения военно-политической и военно-стратегической обстановки на среднесрочный период. Военные конфликты предлагается подразделять на крупномасштабные, региональные и локальные, а также вооруженные конфликты (как межгосударственные, так и внутренние). Также Россия намерена предотвращать и сдерживать развязывание любых военных конфликтов, вследствие чего государство считает правомерным применение Вооруженных сил и других войск для отражения агрессии против нее или ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности.
Появление документа ожидалось давно. Первым контрольным сроком был сентябрь, о чем в ходе своего выступлениям перед депутатами Госдумы сообщил месяцем ранее министр обороны Анатолий Сердюков. Потом сроки перенесли на конец года. Многие связывали обнародование доктрины с возобновлением процесса переговоров с США по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ), дескать, их результаты позволят в случае необходимости подкорректировать документ. Николай Патрушев эти предположения опроверг, заявив, что они не имеют под собой оснований.
То, что Совбез России заявил о готовности новой Военной доктрины именно в момент диалога с заокеанскими партнерами, вносит определенную интригу в ситуацию. Возможно, демонстрируя незыблемость принципов в вопросе стратегического сдерживания, Москва хочет повлиять на ход и итог договоренностей по проблематике СНВ. И в этом контексте российская сторона сделала сильный ход.
Глас народа
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), половина россиян – 53% – называют ядерное оружие главной гарантией безопасности России. Другие – 27% – считают, что ядерное оружие играет важную, но не решающую роль в обеспечении безопасности страны. Ограничительную роль этому виду вооружений придают 6%. Полагают, что оно вообще опасно для страны 3% респондентов. Затруднились ответить 8% опрошенных россиян.