0
2012
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

12.03.2010 00:00:00

Афганский транзит

Тэги: транзит, афганистан


«Северный маршрут» поставок грузов для Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане, проходящий через территорию Белоруссии, России, Казахстана и Узбекистана, начал работать в полную силу. Это стало возможным после того, как в январе Республика Беларусь и Республика Казахстан завершили оформление договоренностей с НАТО о сухопутном (железнодорожном) транзите невоенных грузов для МССБ в Афганистане. Аналогичные документы подписали с Брюсселем Москва, Ташкент и Душанбе.

Впервые вопрос о транзите грузов для МССБ был поднят летом 2007 года во время визита министра обороны РФ Анатолия Сердюкова в штаб-квартиру НАТО. Во второй половине 2007 – первой половине 2008 года эта тема активно обсуждалась на различном уровне: от экспертов до руководителей министерств и ведомств. Диалог не прервали даже югоосетинские события, после которых НАТО заявило о прекращении контактов с Россией.

Заинтересованность США и их союзников по МССБ понятна. Снабжение группировки НАТО в Афганистане в основном шло по так называемому южному маршруту через Пакистан. Но этот путь стал весьма рискованным. Из-за нападений США потеряли в регионе уже несколько сот бронированных автомобилей, занимавшихся перевозкой грузов, и несколько десятков единиц бронетехники. «Натовцы на этом маршруте нанимают для своих колонн пакистанских водителей, которые договариваются сами с пуштунскими племенами, а это, сами понимаете, ненадежный способ доставки. Так что НАТО очень заинтересована в северном транзите», – заявил на днях постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин.

Уточним, что воздушное пространство постсоветских государств давно используются МССБ. В рамках соглашения, заключенного между Россией и ФРГ в 2003 году, совершено более 1,5 тыс. пролетов военно-транспортной авиации, доставившей в Афганистан порядка 200 тыс. военнослужащих с оружием, и около 350 рейсов с тяжелым вооружением и военной техникой. Соглашения на использование воздушного коридора имеют также Франция и Испания, совершившие в течение прошлого года 45 и 22 пролета транспортной авиации соответственно. В июле 2009 года аналогичное соглашение было подписано Россией с США. С момента вступления документа в силу (сентябрь 2009 года) американцы, правда, совершили только четыре пробных пролета.

По информации из российских военно-дипломатических кругов, с просьбой использовать воздушное пространство для доставки грузов своим воинским контингентам в составе МССБ к России уже обратились Италия и Швеция.

В военно-политическом аспекте сухопутный транзит выгоден и постсоветским государствам. Во-первых, они следуют положениям Резолюции Совета Безопасности ООН № 1386, призывающей все страны предоставлять Международным силам содействия безопасности «такую необходимую помощь, которая может потребоваться, включая транзит». Во-вторых, стабилизация обстановки в Афганистане, безусловно, скажется и на ситуации в постсоветских государствах. Причем не только тех, что имеют непосредственную границу с Афганистаном – Таджикистане, Узбекистане, но и в соседних Казахстане, Киргизии да и в России.

Особо беспокоит союзников по ОДКБ перспектива остаться один на один с афганской проблемой после 2012 года, определенного как год вывода американского и других воинских контингентов из ИРА. Впрочем, некоторые авторитетные эксперты считают заявления о выводе дезинформацией. Да, США могут сократить свое военное присутствие в Афганистане, и весьма значительно, но останутся в регионе надолго.

Многие военные эксперты отмечают, что сегодня международный воинский контингент не столько занят уничтожением талибов, сколько их вытеснением из южных и юго-восточных районов в северные, к границам Таджикистана и Узбекистана. В полной мере это относится и к лидерам движений «Талибан» и «Аль-Каида», уничтожение которых идет настолько неэффективно, что уже стало основой анекдотов.

Эксперты «НВО» в антинаркотических структурах отмечают и тот факт, что США и их союзники практически не обращают внимания на борьбу с афганским наркотрафиком.

Как известно, МССБ вошли в Афганистан по мандату Совета Безопасности ООН. Соответственно и выходить они должны по Мандату СБ ООН, предварительно проинформировав последний о результатах своей миссии.

Как пояснили «НВО» во внешнеполитических ведомствах России, Белоруссии и Казахстана, грузы в рамках названного транзита рассматриваются как обычные коммерческие и оплачиваться будут по той же шкале с оплатой всех таможенных и других сборов и пошлин. И только «в уме» будет держаться, что это грузы НАТО для Афганистана. Главенствовать же будет известный международный принцип: транзитный груз не досматривается, проверяется лишь целостность пломбы. Досмотр возможен только в случае получения серьезной информации о наличии в опломбированных контейнерах грузов, не включенных в декларацию.

Объемы перевозок планируются весьма значительные. По неофициальным данным источников «НВО», невоенный транзит может составить порядка 4–5 тыс. стандартных 40-тонных контейнеров в год.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
849
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
476
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
919
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
556

Другие новости