«Северный маршрут» поставок грузов для Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане, проходящий через территорию Белоруссии, России, Казахстана и Узбекистана, начал работать в полную силу. Это стало возможным после того, как в январе Республика Беларусь и Республика Казахстан завершили оформление договоренностей с НАТО о сухопутном (железнодорожном) транзите невоенных грузов для МССБ в Афганистане. Аналогичные документы подписали с Брюсселем Москва, Ташкент и Душанбе.
Впервые вопрос о транзите грузов для МССБ был поднят летом 2007 года во время визита министра обороны РФ Анатолия Сердюкова в штаб-квартиру НАТО. Во второй половине 2007 – первой половине 2008 года эта тема активно обсуждалась на различном уровне: от экспертов до руководителей министерств и ведомств. Диалог не прервали даже югоосетинские события, после которых НАТО заявило о прекращении контактов с Россией.
Заинтересованность США и их союзников по МССБ понятна. Снабжение группировки НАТО в Афганистане в основном шло по так называемому южному маршруту через Пакистан. Но этот путь стал весьма рискованным. Из-за нападений США потеряли в регионе уже несколько сот бронированных автомобилей, занимавшихся перевозкой грузов, и несколько десятков единиц бронетехники. «Натовцы на этом маршруте нанимают для своих колонн пакистанских водителей, которые договариваются сами с пуштунскими племенами, а это, сами понимаете, ненадежный способ доставки. Так что НАТО очень заинтересована в северном транзите», – заявил на днях постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин.
Уточним, что воздушное пространство постсоветских государств давно используются МССБ. В рамках соглашения, заключенного между Россией и ФРГ в 2003 году, совершено более 1,5 тыс. пролетов военно-транспортной авиации, доставившей в Афганистан порядка 200 тыс. военнослужащих с оружием, и около 350 рейсов с тяжелым вооружением и военной техникой. Соглашения на использование воздушного коридора имеют также Франция и Испания, совершившие в течение прошлого года 45 и 22 пролета транспортной авиации соответственно. В июле 2009 года аналогичное соглашение было подписано Россией с США. С момента вступления документа в силу (сентябрь 2009 года) американцы, правда, совершили только четыре пробных пролета.
По информации из российских военно-дипломатических кругов, с просьбой использовать воздушное пространство для доставки грузов своим воинским контингентам в составе МССБ к России уже обратились Италия и Швеция.
В военно-политическом аспекте сухопутный транзит выгоден и постсоветским государствам. Во-первых, они следуют положениям Резолюции Совета Безопасности ООН № 1386, призывающей все страны предоставлять Международным силам содействия безопасности «такую необходимую помощь, которая может потребоваться, включая транзит». Во-вторых, стабилизация обстановки в Афганистане, безусловно, скажется и на ситуации в постсоветских государствах. Причем не только тех, что имеют непосредственную границу с Афганистаном – Таджикистане, Узбекистане, но и в соседних Казахстане, Киргизии да и в России.
Особо беспокоит союзников по ОДКБ перспектива остаться один на один с афганской проблемой после 2012 года, определенного как год вывода американского и других воинских контингентов из ИРА. Впрочем, некоторые авторитетные эксперты считают заявления о выводе дезинформацией. Да, США могут сократить свое военное присутствие в Афганистане, и весьма значительно, но останутся в регионе надолго.
Многие военные эксперты отмечают, что сегодня международный воинский контингент не столько занят уничтожением талибов, сколько их вытеснением из южных и юго-восточных районов в северные, к границам Таджикистана и Узбекистана. В полной мере это относится и к лидерам движений «Талибан» и «Аль-Каида», уничтожение которых идет настолько неэффективно, что уже стало основой анекдотов.
Эксперты «НВО» в антинаркотических структурах отмечают и тот факт, что США и их союзники практически не обращают внимания на борьбу с афганским наркотрафиком.
Как известно, МССБ вошли в Афганистан по мандату Совета Безопасности ООН. Соответственно и выходить они должны по Мандату СБ ООН, предварительно проинформировав последний о результатах своей миссии.
Как пояснили «НВО» во внешнеполитических ведомствах России, Белоруссии и Казахстана, грузы в рамках названного транзита рассматриваются как обычные коммерческие и оплачиваться будут по той же шкале с оплатой всех таможенных и других сборов и пошлин. И только «в уме» будет держаться, что это грузы НАТО для Афганистана. Главенствовать же будет известный международный принцип: транзитный груз не досматривается, проверяется лишь целостность пломбы. Досмотр возможен только в случае получения серьезной информации о наличии в опломбированных контейнерах грузов, не включенных в декларацию.
Объемы перевозок планируются весьма значительные. По неофициальным данным источников «НВО», невоенный транзит может составить порядка 4–5 тыс. стандартных 40-тонных контейнеров в год.