Дальние гарнизоны, горячие точки – и бедная старость.
Фото Reuters
Год только начался, а служивый люд забеспокоился: где обещанное плановое повышение денежного довольствия? О нем говорили взахлеб и давно. В частности, об этом в ходе встречи с командованием и личным составом 27-й гвардейской Краснознаменной мотострелковой бригады, дислоцированной в Тоцком (Оренбургская область), заявил в свое время председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин. По его словам, военные в январе 2010 года должны были получить 7-процентную прибавку. Чуть меньшая, обещал народный избранник, – в 6,8% ожидает их годом позже.
И что? А ничего. Государство решило, что защитники перетерпят и в очередной раз затянут потуже портупеи. «Индексация денежного содержания в бюджете на 2010 год не предусмотрена», – заявила недавно заместитель министра обороны РФ по финансово-экономической работе Вера Чистова. Объяснение простое: кризис давит, бюджет урезали, будем ждать итогов полугодия.
Широко разрекламированное реформирование денежного довольствия, которое планируется завершить к 1 января 2012 года, вызывает немало вопросов. Сегодня структура оплаты труда военнослужащего такова: оклад по должности и выплаты за звание – это не более 30% от того, что он получает на руки. А львиная доля – 70% – это доплаты и разного рода выплаты – компенсационные, поощрительные и так далее. Такое положение вещей не устраивает ни руководство Минобороны, ни самих служивых, которые совсем запутались в многочисленных графах нынешних финансовых ведомостей. Курс взят на то, чтобы плата за погоны и место в строю составляли более половины суммы довольствия. А стимулирующие выплаты – остальное.
Депутат Госдумы Михаил Бабич, говоря об установлении разумного соотношения базовых окладов и дополнительных «приплат», считает, что оно должно быть 50 на 50 лишь на начальном этапе. После стабилизации финансово-экономической ситуации и достижения уровня, когда бюджет перестанет быть дефицитным, должностные и «погонные» ставки военных, по его мнению, можно увеличить до 70%.
Закладывалось, что параллельно с этим будет происходить и плановое повышение денежного довольствия с учетом инфляции. Но что из этого вышло, читатель знает. В итоге вместо обещанных когда-то лейтенанту, командиру взвода, 70 тыс. руб. речь идет, по словам той же Чистовой, уже только о 50. Но военное ведомство заверяет, что поручение президента – в среднем в 3 раза повысить оплату труда защитников Отечества по сравнению с сегодняшним днем – будет выполнено. Вот только за счет чего это будет достигнуто, остается загадкой. Возможно, детали новой системы денежного довольствия в Вооруженных силах, которую министр обороны РФ Анатолий Сердюков называет «пилотным проектом» (в этих словах намек коллегам-силовикам и предложение присоединяться), будут более ясно отражены в проекте соответствующего федерального закона. Что прописывает в документе рабочая группа, которая занимается его подготовкой, пока также является тайной. Но, как заявил председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, «в ближайшие время проект этого закона, который в настоящее время активно разрабатывается при участии членов нашего комитета, входящих в рабочую группу по подготовке законопроекта, поступит в правительство Российской Федерации».
На состоявшемся в конце минувшего года заседании Координационного совета по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей при председателе Совета Федерации спикер Сергей Миронов говорил, что доля семей военнослужащих, имеющих денежные доходы на одного члена семьи меньше прожиточного минимума, в полтора раза выше, чем в целом по России: «В результате не удовлетворена своим материальным положением каждая вторая семья военнослужащих». А первый заместитель главного военного прокурора генерал-лейтенант юстиции Александр Мокрицкий предложил проиндексировать размер денежного довольствия военнослужащих, с тем чтобы уже к 2020 году его размер превышал на 25% зарплату работников в отраслях экономики страны. «Пока темпы роста доходов военнослужащих значительно ниже, чем в целом по стране, разница между месячным совокупным денежным доходом гражданской и военной семьи составляет около 50%, что сказывается на состоянии правопорядка в Вооруженных силах», – отметил он.
А вот о военных пенсиях стоит сказать особо. Начнем с того, что уволенных в запас и отставников «кинули» с индексацией так же, как и тех, кто продолжает служить. Нет прибавки военнослужащим – не растет пенсия. В этом вопросе привязка жесткая. Встречаясь не так давно с профессорско-преподавательским составом и слушателями Академии Генерального штаба, глава профильного думского комитета Виктор Заварзин говорил: «Необходимо довести к 2020 году размер военной пенсии до 80% от денежного довольствия военнослужащих». Это с учетом того, что финансовая реформа в масштабах Минобороны все же состоится. Пока же размер военной пенсии составляет от 7 до 22% от того, что человек получал, пока носил погоны.
Но 2,5 млн. военных пенсионеров такого подарка, судя по всему, не дождутся. Трехкратное увеличение размера пенсий в соответствии с ростом денежного содержания, как считает Вера Чистова, невозможно. «Это очень большие расходы для государства, для него они стали бы непосильной ношей».