16 мая корабли Южной Кореи открыли предупредительный огонь по катеру ВМС КНДР, пересекшему демаркационную линию. Накануне МИД Южной Кореи провело закрытые брифинги для дипломатов России, Китая, Японии и еще 30 стран, на которых познакомило с доказательствами причастности КНДР к гибели корвета «Чхонан». Сеул намерен поставить на рассмотрение Совета Безопасности ООН вопрос об ответственности КНДР за атаку на «Чхонан». Ожидается, что Южная Корея усилит санкции против режима Пхеньяна.
Главная улика – серийная маркировка на обломках гребного винта торпеды, подорвавшей корвет. Эксперты установили, что он выбит шаблонами, стандартизованными в Северной Корее. Международная комиссия, расследующая инцидент с гибелью боевого корабля, включает специалистов из США, Австралии и Великобритании. Они согласились с версией причастности КНДР к подрыву корвета. Вывод комиссии: «Чхонан» затонул в результате мощного подводного взрыва, вызванного детонацией торпеды».
Министр иностранных дел Южной Кореи Ю Мён Хван на встрече с группой дипломатов из стран Европейского союза и представителей деловых кругов заявил: «Южная Корея примет соответствующие меры. С их помощью мы должны предотвратить любые будущие провокации, которые станут подрывать мир и стабильность в регионе». Однако, по словам министра, подобные меры будут иметь достаточный эффект лишь при поддержке мирового сообщества.
26 марта корвет «Чхонан» ВМС Южной Кореи водоизмещением 1200 тонн в районе демаркационной линии в Желтом море раскололся пополам и затонул после мощного неконтактного взрыва под днищем. Из 104 членов экипажа погибли 46. Сразу же основной стала версия о торпедной атаке со стороны северокорейской подводной лодки, возможно, управляемой пилотом-смертником.
Этот инцидент мог стать поводом к войне. Однако президент и правительство Южной Кореи проявили выдержку, да и президент США Барак Обама ясно артикулировал, что западный мир не заинтересован в еще одной войне. Официальный Пхеньян отмежевался от обвинений в нападении на боевой корабль.
Во время спасательных работ при обследовании кормовой части корабля, лежащей на грунте на глубине 45 метров, погиб водолаз спецназа южнокорейских ВМС. А во время траления обломков, к которому власти привлекли несколько траулеров, пропала без вести рыбацкая шхуна с экипажем из 9 человек.
15 апреля была поднята плавучим краном и погружена на баржу корма «Чхонан». На обломках эксперты обнаружили следы гексогена и алюминия, которые не использовались в конструкциях и вооружении корвета, зато применяются в северокорейских торпедах.
Линия разграничения в Желтом море была проведена американскими генералами после Корейской войны 1950–1953 годов и не признается Пхеньяном. В спорном районе периодически случаются стычки. В апреле 1999 года в результате такого инцидента южнокорейцы потопили северокорейский катер. В июне 2002 года, наоборот, северяне потопили южнокорейский катер «Чхамсури». Следующий морской бой случился 10 ноября 2009 года. Южнокорейский катер получил 15 попаданий, а на северокорейском вспыхнул пожар. О потерях стороны не сообщали.
В конце декабря того же года южнокорейские СМИ процитировали заявление командования ВМС КНДР: «В ответ на безумные военные происки вооруженных фанатиков наши военно-морские силы объявляют зоной артиллерийского огня в мирное время морское пространство и острова у военно-демаркационной линии в Западном (Желтом) море». Южная Корея пообещала принять адекватные меры.
Уровень напряженности на Корейском полуострове вырос. Но эксперты не ждут глобального столкновения. А вот мелкие инциденты, переходящие в настоящие морские бои, пожалуй, станут происходить гораздо чаще, чем раз в 5–7 лет. Не исключено, что однажды таинственно погибнет северокорейская подводная лодка. Другое дело, что власти КНДР об этом предпочтут умолчать.