Глава государства лично знакомится с проблемами российского авиастроения.
Фото www. kremlin.ru
Структурные преобразования, предусматривающие создание четырех объединенных стратегических командований и единой системы материально-технического обеспечения, направлены прежде всего на совершенствование управленческой структуры Вооруженных сил.
Количество звеньев управления в ВС РФ сокращается до трех – объединенные стратегические командования, оперативные командования, бригады. Это является положительным фактором, поскольку от эффективного управления войсками на ТВД зависит успех любой операции.
Главные штабы видов Вооруженных сил – ВВС, ВМФ и Сухопутных войск – сохранятся и в новой структуре российской армии, однако часть их прежних функций, а также соответствующие силы и средства передаются в оперативное подчинение объединенным стратегическим командованиям. Это также соответствует новым реалиям, поскольку в прогнозируемых масштабных военных конфликтах будут использоваться все средства нападения, включая сухопутную, морскую и авиационную составляющие. Отвечать на эти вызовы на ТВД необходимо адекватными средствами на суше, в море и в воздухе в максимально сжатые сроки.
Вторым важнейшим вопросом, который предстоит решить для соответствия российской армии новым вызовам и угрозам XXI века, является ее оснащение современным вооружением и военной техникой.
В настоящее время на финальную стадию согласования вышла госпрограмма вооружения на период 2011–2020 годов. Изначально объем финансирования госпрограммы обсуждался в пределах выделенной Минфином суммы в 13 трлн. руб. На текущий момент принято решение о выделении на ГПВ 2011–2020 годов значительно большей суммы – около 22–22,5 трлн. руб.
В соответствии с новой ГПВ для ВС РФ в течение 10 лет должно быть поставлено более 500 новых самолетов различных типов, 1000 вертолетов и около 200 новых систем ПВО. В области ПВО в перспективе предстоит создать единую систему воздушно-космической обороны, объединяющую возможности ПВО и ПРО. В области военной авиации кроме работ по истребителю пятого поколения (ПАК ФА) должна начаться работа по перспективному авиационному комплексу дальней авиации (ПАК ДА). Продолжатся работы по перспективному комплексу ДРЛОиУ А-100.
Государственная программа вооружения на период 2011–2020 годов будет рассматриваться правительством синхронно с программой развития оборонно-промышленного комплекса на 2011–2020 годы.
Основная часть продукции военного назначения для российской армии будет закупаться у отечественных производителей. По тем видам продукции военного назначения, где российский ОПК не может пока предложить современных конкурентоспособных изделий, планируется закупать вооружение у ведущих западных производителей.
В плане модернизации вооружений Министерству обороны РФ предстоит решить очень масштабные задачи, поскольку в последние 20 лет армия получала лишь единичные образцы современного оружия. В связи с этим даже в пределах максимального объема финансирования ГПВ 2011–2020 годов в сумме 22 трлн. руб. средств на равноценную модернизацию вооружений всех видов и родов войск не хватит. Поэтому должны быть определены приоритетные программы перевооружения российской армии до 2020 года.
Для сохранения паритета с ведущими в военном отношении странами мира прежде всего необходимо развивать и модернизировать стратегические ядерные силы сдерживания в пределах, определенных новым договором по СНВ, сделав ставку на серийное производство многозарядных твердотопливных МБР РС-24 «Ярс» шахтного и мобильного базирования, а также на БРПЛ «Булава» (предварительно успешно завершив цикл ее испытаний).
Второй приоритет – высокоточное оружие. Следует отметить, что арсеналы высокоточного оружия в неядерном снаряжении в США достигли огромных масштабов и постоянно совершенствуются.
Третий приоритет – автоматизированные системы управления (АСУ) войсками. Необходимо создать на основе видовых АСУ единую систему управления ВС РФ для обеспечения возможности ведения сетецентрических боевых действий. АСУ должны иметь открытую архитектуру, что позволит наращивать их возможности в любом направлении.
Четвертый приоритет – все виды авиационной техники. Этот сегмент во многом определяет военный потенциал каждого конкретного государства. Особым приоритетом развития в сегменте военной авиационной техники должна стать военно-транспортная авиация, поскольку с учетом штатной численности в 1 млн. военнослужащих Вооруженные силы РФ не могут держать равнозначные группировки на всех стратегических направлениях.
Пятый приоритет – средства ПВО/ПРО.
Необходимо также в кратчайшие сроки сократить отставание от ведущих западных государств в области разработки БЛА, индивидуальных комплектов вооружения для военнослужащих, отдельных образцов военно-морской (ВМТ) и бронетанковой техники. Потенциальными партнерами России по данным программам могут стать Франция (ВМТ и экипировка военнослужащих), Германия и Италия (ВМТ и бронетехника), Израиль (БЛА).
Оценку того, что будет представлять собой российская армия на рубеже 2020 года, нагляднее всего можно продемонстрировать на примере авиационной техники.
По оценке Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), в ГПВ 2011–2020 годов, исходя из уже прозвучавших заявлений различных должностных лиц, будут произведены закупки самых разных видов военной авиатехники: например Ан-124 «Руслан» (20 ед., данные МО РФ); Ан-70 (50 ед., оценка на основе запросов командования ВДВ и ВТА); Су-35С (48 ед. заказано с поставкой до 2015 года, не исключена возможность закупки дополнительной партии); Су-27СМ (12 ед. заказано с поставкой в 2010–2011 годах, не исключена возможность закупки дополнительной партии); Су-30МК2 (4 ед. заказано с поставкой в 2010–2011 годах, не исключена возможность закупки дополнительной партии); а также ПАК ФА (60 ед., начальная партия – 10 ед., планируемый заказ на поставку серийных машин – 50 ед.) и ряд других.
В целом – от 500 до 600 машин, что совпадет с заявленными планами в рамках ГПВ 2011–2020 годов по поставкам новых самолетов для ВС РФ.