0
8552
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

15.07.2011 00:00:00

Вторая ливанская война: победителя нет

Юрий Сосинский-Семихат

Об авторе: Юрий Сосинский-Семихат - во время второй ливанской войны служил в ЦАХАЛе.

Тэги: израиль, хезболлах, война


израиль, хезболлах, война Окончанию войны больше всех всегда радуются солдаты.
Фото Reuters

Вторая ливанская война, пожалуй, была одной из самых странных и загадочных войн уходящего десятилетия. Ни Израиль, ни «Хезболлах» не получили сколько-нибудь значимых преимуществ по ее окончании. В этой войне нет ни победителя, ни побежденного.

12 июля 2006 года ливанская «Хезболлах» напала на пограничный патруль израильской армии, похитив двух военнослужащих. Эта акция, сопровождающаяся обстрелом северных городов Израиля, спровоцировала начало второй ливанской войны. По мере нарастания напряженности обе воюющие стороны, будучи совершенно различными по структуре вооруженных сил и военным возможностям, не стремились одержать решающую победу, но старались нанести максимальный ущерб и «удивить» противника, нанести ошеломляющий удар. Прежде всего Израиль задействовал всю мощь авиации. Дворцы и бункеры «Хезболлах» в Бейруте были разбомблены. Лидер группировки Хасан Насралла объявил открытую войну Израилю: почти сразу после этого подвергся интенсивному обстрелу весь север страны. Уже к 16 июля сложилась тяжелая ситуация: ракеты падали на крупнейшие города – Хайфу и Тверию. В этот день в Хайфе погибли восемь человек. Израильские ВВС продолжили наносить удары по южным кварталам Бейрута.

Дипломатия в тот момент оказалась слабой. К 17 июля премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт предъявил несколько условий прекращения операций ЦАХАЛа: освобождение похищенных солдат, передача территорий Южного Ливана под контроль правительственной армии этой страны и вытеснение «Хезболлах» из тех же районов. В то время не было предпосылок для перемирия, несмотря на формальное согласие ливанского правительства разместить войска на юге. В начале августа министр обороны Амир Перец заявил, что операция продолжится с целью создать новые условия, суть которых сводится к изгнанию «Хезболлах» из Южного Ливана и вводу эффективных международных сил.

Однако логично в связи с этим затронуть вопрос о международных силах, уже находящихся в данном районе. Надо признать, что израильские военные, начиная с рядового солдата и заканчивая главнокомандующим, всегда скептически относились к миссии ООН в Ливане, и на то у них были основания. Миротворцы не смогли предотвратить поставки вооружений «Хезболлах» из Ирана и Сирии. Контингент ООН мог лишь превратиться в заложника «Хезболлах» в том случае, если бы вступил в конфликт с этой организацией, небольшой по численности, и мог лишь сохранять нейтралитет во время ливанской войны. В результате база ООН в Ливане оказалась под перекрестным огнем, и силы ЮНИФИЛ не предприняли никаких шагов для выполнения резолюции 1559. Воюющие стороны также не собирались соблюдать ее в период обострения конфликта, несмотря на громкие заявления генерального секретаря ООН Кофи Аннана.

Премьер Ливана Фуад Синьора неоднократно призывал к прекращению огня, но ни та, ни другая сторона не прислушались к его заявлениям, всем было понятно, что развитие конфликта определяется не благими пожеланиями, а реальной расстановкой сил. Возникла реальная угроза вмешательства в войну других государств, таких как Сирия и Иран. Вместе с тем США оказали значительную помощь Израилю, поставив ЦАХАЛу партию авиационных бомб для разрушения глубинных бункеров. Американцы не скрывали своей поддержки, оказываемой израильской армии. Информация о военных поставках была размещена телекомпанией CBS 23 июля.

Довольно быстро стало очевидно, что «Хезболлах» не может оказать серьезного сопротивления ЦАХАЛу ни на земле, ни в воздухе. Тем не менее группировка сохраняла свою боеспособность и продолжала доставлять много неприятностей жителям северных городов. Продолжалась также борьба на информационном поле. Лидер «Хезболлах» Хасан Насралла сделал специальное заявление, в котором опроверг сообщения о гибели высшего руководства этой организации и о потере половины ракетного потенциала, а также пообещал преподнести Израилю много сюрпризов.

Одним из актуальных вопросов, так или иначе обсуждавшихся на протяжении почти всей второй ливанской войны, длившейся около месяца, был вопрос о наземной операции против «Хезболлах», о ее сроках и характере. С самого начала различные информационные источники не исключали возможности ее проведения. Разумеется, вскоре получившая огласку информация о призыве резервистов также подводила к мысли о скором ее начале. Рейды израильской армии и спецназа на протяжении всей кампании давали некоторые результаты – в каждой операции уничтожалась живая сила противника, но явных успехов, которые могли бы произвести впечатление, не было. Наконец, к 22 июля ЦАХАЛу удалось развить наземную операцию, которая давала конкретные результаты. Израильские танки и бульдозеры со специальным оборудованием для уничтожения вражеских укреплений продвигались в глубь ливанской территории, занимая полупустые деревни, прочесывая бункеры «Хезболлах», разрушая их наблюдательные пункты. Местами боевики уже покинули свои позиции, а где-то оказывали сопротивление, отстреливаясь из гранатометов и минометов. Израильская армия овладела городом Марун-аль-Рас, в котором находились укрепления «Хезболлах». Между тем по северным городам (Хайфа, Кармиэль, Нагария, Цфат) со стороны Ливана продолжали запускаться ракеты – до 150 в день. В первых числах августа по мере ухудшения ситуации в израильских СМИ стали появляться критические статьи в адрес израильского правительства и армии, тогда как в начале войны пресса в основном выражала солидарность с руководством страны. В действительности проблема заключалась не только в отсутствии четкой стратегии и тактики на поле боя, но и в отсутствии политической воли, способной направить крупные силы для более решительного наступления. Справедливости ради надо признать, что глава правительства Эхуд Ольмерт вместе с министром обороны Перецом тянули до последнего. Только за три дня до окончания войны, когда стала известна предварительная дата перемирия, ЦАХАЛ получил приказ о начале крупномасштабного наступления. Вместе с тем даже относительный успех этой наступательной операции не послужил поводом для пересмотра итогов войны. Большинство аналитиков не считают ее успешной для Израиля. Надежды многих израильских политиков и военных, стремившихся полностью сокрушить или существенно ослабить «Хезболлах», не оправдались.

Так или иначе, потери боевиков в ходе кампании почти в два раза превысили потери израильской армии. В том, что касается уничтожения живой силы и арсеналов противника, были достигнуты неплохие результаты. При этом в начале войны были уничтожены почти все ракеты, предназначенные для обстрела Хадеры, Тель-Авива и других городов, расположенных южнее Хайфы. Однако даже самые жесткие действия авиации, а также ряд мер, включая высадки десантов на территории противника, не сумели предотвратить ежедневные обстрелы всего севера Израиля. Именно это обстоятельство позволяет говорить об уязвимости Израиля перед противником, использующим новые методы войны, последствия которых еще предстоит осмыслить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1527
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
956
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
681
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
943

Другие новости