Военнослужащий Переходного федерального правительства Сомали (TFG) патрулирует побережье Индийского океана.
Фото Reuters
Питер Веземан, Симон Веземан и Люси Беро-Судро. Политический выпуск № 30. – Сольна, СИПРИ, декабрь 2011. – 64 с.
Стокгольмский институт исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI, Швеция), имеющий в составе своего правления известного немецкого политика Вольфганга Ишингера, который председательствует на ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности, являющейся самым активным полем битвы международных экспертов и политиков, подготовил очередной доклад. Тема доклада «Распространение оружия в Африке к югу от Сахары» (Arms flows to sub-Saharan Africa).
Авторы доклада Питер Веземан и Симон Веземан, представители Нидерландов, являются специалистами в области пролиферации и транспарентности поставок оружия и ядерных военных технологий, оба работают в рамках программы СИПРИ по изучению проблем поставок оружия (SIPRI Arms Transfers Programme). Люси Беро-Судро, представительница Франции, является специалистом парижского Центра европейских исследований. Работа выполнена при финансовой поддержке МИД Швеции. Анализ осуществлялся на основе базы данных института SIPRI Arms Transfers Database и архива SIPRI Arms Transfers Programme (которые ведет Ноэль Келли) по странам Африки к югу от Сахары, но исключая зону Южной Африки.
ТОЛЬКО ЧАСТЬ ГЛОБАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Открывая доклад, директор СИПРИ Бейтс Гилл, представитель США, отметил, что доклад входит в долгосрочную стратегию СИПРИ по мониторированию мирового оборота оружия. «Один этот доклад, к сожалению, не может охватить всю глобальную проблему. Но это шаг к большей транспарентности в вопросе мирового оборота оружия», – подчеркнул профессор Бейтс Гилл.
Директор СИПРИ добавил, что незаконные поставки оружия в Тропическую (Черную) Африку усугубляют конфликты, что требует достижения скорейшего консенсуса в рамках переговорного процесса по Договору о торговле оружием – Arms Trade Treaty (ATT), который, согласно резолюции генеральной ассамблеи ООН 2006 года 61/89 «Продвигаясь к Договору о торговле оружием: создание общих международных стандартов по импорту, экспорту и поставкам обычных вооружений», находится в стадии разработки. Именно для дебатов по ATT и подготовлен данный доклад СИПРИ. Работу в этом направлении по другим регионам мира директор СИПРИ обещал продолжить.
По данным СИПРИ, в центральный африканский регион (номинально и в процентах от общемировых поставок оружия за период 2006–2010 годов) было поставлено артиллерийского огнестрельного оружия – 127 ед. (3,3%), боевых самолетов – 91 ед. (6,5%), вертолетов – 79 ед. (5,1%), ракет – 70 ед. (0,1%), кораблей – 8 ед. (3,3%), танков – 160 ед. (4%) и военно-транспортных самолетов – 37 ед. (16,3%).
ГЛАВНЫЙ ПОСТАВЩИК ОРУЖИЯ – КИТАЙ
С 1996 года по 2010 год менялась тройка лидеров – импортеров вооружения. Так, в период 1996–2000 годов лидерами по закупке вооружений были Ангола (25% от всего объема закупок оружия в регионе), Эфиопия (20%) и Эритрея (12%). В период 2001–2005 годов на первом месте был Судан (29%), далее Эфиопия (17%) и Ангола (16%). И в период 2006–2010 годов лидерство было у Нигерии (20%), далее Судан (16%), Чад (9%) и Намибия (9%). Это данные по легальным поставкам.
А по нелегальным можно напомнить публикацию в «НВО» № 40 от 21.10.11 года «НАТО открыла ливийский ящик Пандоры», где проблема распространения оружия с севера в центр Африки была рассмотрена подробно в аспекте концентрации в регионе боевиков «Аль-Каиды» и их складов оружия. В качестве нового прибежища для террористов фигурируют такие страны, как Чад, Нигер и Мали. Поставки оружия в страны Африки относительно не так велики, но нестабильность внутриполитической обстановки оборачивается разворовыванием легально приобретенного оружия и попаданием его в формирующийся центрально-африканский лагерь боевиков «Аль-Каиды».
В регионе Черной Африки за период с 2006 года по 2010 год Китай занял 25-процентную долю рынка поставок вооружений, около 20% оружия поставила Украина и только 11% поступило по контрактам из России. Хотя совсем еще недавно Россия в период с 2001 года по 2005 год занимала более 50% оружейного рынка в регионе Черной Африки, а до этого – 30%. Однако Китай последовательно (начиная с 6-процентной доли рынка) потеснил всех поставщиков. США, в свою очередь, никогда не превышали 3-процентного сектора в суммарном объеме мировых поставок оружия в Черную Африку.
В сравнении с 80-ми годами, поставки оружия снизились в четыре раза. При этом зачастую информация о сделках от африканских государств не поступает в ООН (в Регистр обычных вооружений ООН, UNROCA). В среднем ООН получает из региона Черной Африки только пятую часть всей информации о поступлении вооружений.
Китай из 16 своих реципиентов региона более всего вооружает Нигерию (она получает 35% всех китайских поставок). Украина наладила успешный бизнес с Чадом (28-процентная доля поставок среди девяти реципиентов украинского оружия в регионе). Россия из пяти реципиентов Черной Африки 77% оружия поставила Судану (остальные страны – реципиенты российского оружия – Чад, Нигер, Сенегал и Уганда).
Нигерию (более всего получавшую в последние годы оружие) также активно вооружают Италия, Сингапур, Израиль и Турция. А вот Америка за последние годы делала поставки вооружения в Конго, Боствану, Камерун, ЦАР, Чад и Гану. В Мали оружие поступает из Болгарии.
АНГЛИЧАНЕ ЧАЩЕ ЛОВЯТСЯ НА НЕЛЕГАЛЬНЫХ ПОСТАВКАХ
Любое асимметричное вооружение страны региона Черной Африки требует внимания, так как и без «Аль-Каиды» регион постоянно раздирают межплеменные территориальные и религиозные конфликты. В докладе СИПРИ подчеркнуто, что из 13 мандатов ООН на эмбарго на поставки оружия восемь были адресованы странам Черной Африки – Кот-д’Ивуар (с 2004 года), Конго (с 2003 года), Эритрея (с 2009 года), Либерия (с 1992 года), Руанда (1995–2008 годы), Сьерра-Леоне (1998–2010 годы), Сомали (с 1992 года) и Судан, регион Дарфур (с 2004 года).
В докладе СИПРИ приведены 14 случаев расследования незаконных поставок оружия в Черную Африку за последние несколько лет, из них четыре случая связаны с Великобританией: бронемашины (Сьерра-Леоне, расследование в 2008 году), вездеходы BV-206 (Судан, расследование в 2009 году), автоматы и боеприпасы (Нигерия, расследование в 2010 году), большая партия стрелкового оружия китайского производства (Нигерия, расследование в 2011 году).
США были замешаны в трех случаях: автоматы (Судан, расследование в 2008 году), стрелковое оружие и гранаты со слезоточивым газом (Кот-д’Ивуар, расследование в 2010 году), автоматы Калашникова из Боснии и Герцеговины (Сомали, расследование в 2010 году).
В Черную Африку идет поток легкого стрелкового оружия (в объеме более 220 тыс. единиц), причем не только через официальные власти, но также его получают повстанческие силы в зонах конфликта (коих за последние годы было более 22).
КОНФЛИКТНЫЕ ЗОНЫ И ПОТОКИ ОРУЖИЯ
Авторы доклада СИПРИ подтверждают, что во время войны в Ливии в 2011 году очень хорошо укомплектованные разным оружием государственные склады были разграблены повстанцами, и сейчас почти ничего о судьбе ливийских оружейных арсеналов не известно. Предполагается, что оружие перетекло в соседние страны, то есть в регион Черной Африки. Это огромное количество автоматов, переносных зенитно-ракетных комплексов ПВО и переносных противотанковых ракетных комплексов. Данный факт означает беспрецедентное повышение боевых способностей повстанческих группировок региона Черной Африки. В связи с этим Совет Безопасности ООН даже принял резолюцию по вопросу предотвращения распространения ливийского оружия (UN Security Council Resolution 2017, 2011 год).
Другой регион конфликта – Судан. Правительству Судана ООН запретила получение оружия, но оно продолжало закупать оружие у Белоруссии, России, Украины и Китая, указано в докладе СИПРИ. Подозревается, что, несмотря на отсутствие прямых доказательств, эти оружейные поставки все-таки дошли и до Дарфура. В частности, там были замечены белорусские Су-25, закупленные в 2008 году.
При этом Россия и Украина в итоге (так получилось) снабжали оружием обе противостоящие стороны. Так, Южный Судан приобрел, несмотря на подписанное в 2005 году Всеобъемлющее мирное соглашение между правительством Судана и Народно-освободительным движением Судана, около 110 танков Т-72 у Украины и девять военно-транспортных вертолетов Ми-17 у России. Регион Дарфура и повстанческие силы пичкали оружием Чад, Эритрея и Ливия.
Сомали – страна, являющаяся серьезным вызовом безопасности для всего международного сообщества из-за пиратства. Как известно, сомалийские пираты неплохо вооружены. В докладе СИПРИ обозначено, что с 2007 года ООН разрешила поставлять оружие Переходному федеральному правительству Сомали (Somalia’s Transitional Federal Government, TFG). И в итоге силы TFG неоднократно подвергались обворовыванию, а также нередки были случаи дезертирства вместе с оружием. В 2010 году почти полтысячи автоматов Калашникова в Сомали (Сомалиленд) поставила Великобритания, несмотря на предостережения относительно утекания оружия в руки бандформирований. Так что не исключено, что сомалийские пираты теперь вооружены и автоматами, поставленными англичанами.
Ранее, в 2009 году, при финансировании США в Сомали из Уганды было поставлено около 40 тонн стрелкового оружия и боеприпасов на сумму свыше 10 млн. долл. для TFG. Также неустановленная восточно-африканская страна поставила в Сомали в тот же период противотанковые китайские гранатометы Type 69. Этими РПГ вооружены сомалийские пираты.
Расследования по данным мониторинга ООН показали, что чаще всего в руках незаконных бандформирований в Сомали оказывается оружие, поставляемое из Йемена и Эритреи, которая за это подверглась санкциям от Совета Безопасности ООН в 2009 году. Авторы доклада СИПРИ, с другой стороны, аргументируют в пользу предоставления оружия африканским странам, приводя в пример операцию Кении в октябре 2011 года. Наличие у Кении недавно закупленной бронетехники, вертолетов Z-9 и истребителей F-5E позволило ей предотвратить проникновение сомалийских экстремистов «Аш-Шабаб» на свою территорию.
СМЕРТОНОСНЫЙ СКЛАД В ТРОПИКАХ
Чем еще была напичкана Черная Африка за последние несколько лет? Список в докладе СИПРИ внушающий, но, естественно, далеко не полный. И все это может оказаться как у сомалийских пиратов, так и у боевиков центрально-африканского «бюро» «Аль-Каиды». Вот наиболее крупные партии стрелкового оружия. В Чад поставлено из Сербии 4 млн. 5,56-миллиметровых патронов для автоматов (2006 год); из Словакии 50 тыс. гранат ВОГ-17 30-миллиметровых для гранатометов; из Украины 31 тыс. автоматов, 1,5 тыс. ручных противотанковых гранатометов РПГ-7, 550 пулеметов (2006–2009 годы).
Нигерия получила в 2007 году от Китая 40 тыс. автоматов Калашникова. В том же году Сербия поставила Конго 5 тыс. автоматов Калашникова, а Украина поставила в 2006 году в Конго 9 млн. патронов калибра 7,62x39 мм и 7,62x54 мм. Более 3 млн. патронов получила из Сербии в 2006 году Экваториальная Гвинея. Перечень можно продолжать.
Вывод очевиден, он обозначен как авторами данного доклада СИПРИ, так и директором СИПРИ Бейтсом Гиллом – надо добиваться транспарентности оборота оружия в Африке, нужно работать над новым Договором о торговле оружием ATT.
Приведенные в докладе данные подтверждают убежденность многих современных экспертов в области безопасности, что центральная Черная Африка неминуемо превращается в самую главную угрозу XXI века, вбирая в себя все негативные тенденции: скопление террористов, территориальные конфликты, борьбу за ресурсы, правовую неурегулированность, незаконный оборот оружия, пиратство и т.д. Угрозы безопасности там словно «черная кошка в темной комнате» – их трудно выявить, а значит, опередить.