Французские войска испытывают жажду одолеть повстанцев и быстрее вернуться домой.
Фото Reuters
На прошедшей в Брюсселе внеочередной встрече министров иностранных дел 27 стран – членов ЕС, где обсуждалась ситуация в Мали, было принято решение о направлении в феврале 250 военных инструкторов для подготовки вооруженных сил этой страны. По окончании встречи глава МИД Франции Лоран Фабиус не стал скрывать, что Париж ожидал большего: не только помощи в тылу, но и направления европейскими странами своих солдат для борьбы с исламистами.
В этой связи возникает недоумение, что проблемой противодействия терроризму под боком у Европы в первую очередь озаботился Евросоюз, а непосредственно борьбу с исламистами в Мали ведут только вооруженные силы Франции совместно с войсками африканских стран. НАТО как военно-политический союз, который, согласно его стратегической концепции, должен противодействовать терроризму, проводя для этой цели операции, согласно той же концепции, по всему земному шару, почему-то не проявляет активности. Между тем глава МИД Франции Лоран Фабиус неоднократно подчеркивал, что Париж не возьмет на себя роль единственного гаранта безопасности в регионе. Это вполне очевидно, поскольку, по мнению экспертов, восстановить контроль над севером Мали в одиночку Франции едва ли удастся.
ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ
Вне всякого сомнения, успешное восстановление территориальной целостности Мали и ликвидация террористического анклава на севере этой страны возможны лишь при понимании истоков этой проблемы. В противном случае на карте мира может появиться еще один очаг напряженности наподобие Афганистана. Об этом, кстати, напомнил «Талибан». «Франция начала войну против мусульманского народа в Мали без каких-либо законных оснований, – говорится в заявлении радикального афганского движения. – Интервенция обернется катастрофой не только для Мали, но и для Франции». Талибы подчеркивают, что Париж должен был извлечь уроки из провалившихся кампаний в Афганистане и Ираке. Однако есть и другие причины происходящего в Мали.
Зачастую первопричиной подобных конфликтов являются последствия распада колониальной системы и образования на ее месте независимых государств без учета интересов народов, проживающих в них. Поскольку границы этих государств бывшие метрополии перед уходом прочертили так, как им было удобнее, в результате весь прежний уклад жизни населявших регион народов и племен оказался разрушен, а новый не был создан. Так, нынешние события в Мали, по мнению экспертов, связаны прежде всего с вековой борьбой народа туарегов за создание собственной государственности. В период колониальной эпохи на континенте туареги были включены во Французскую Западную Африку, и в отличие от многих других народов в регионе именно они на протяжении долгого времени оказывали упорное сопротивление французам. В результате после распада колониальной системы туареги не получили государственности, а их территория проживания – «исторический Азавад» – оказалась разделенной между пятью современными африканскими странами.
Шанс устранить эту несправедливость туарегам представился после падения в Ливии режима Муаммара Каддафи. Дело в том, что в свое время участники неудачных восстаний туарегов за независимость 1990–1995 и 2007–2009 годов из северных районов Нигера и Мали отступили в Ливию, где даже вошли в состав ее армии целыми подразделениями. В ходе боев во время арабской весны в Ливии против вооруженной оппозиции, которая поддерживалась НАТО, они обновили военные арсеналы и обучились партизанской тактике. После убийства Муамара Каддафи туареги вернулись в Мали и способствовали созданию в октябре 2011 года повстанческой организации – Национального движения за освобождение Азавада. С января 2012 года северная часть страны была охвачена восстанием туарегов под командованием Мухамеда аг-Наджима, ранее служившего в армии Ливии в звании полковника. В одном строю с туарегами сражались также исламисты, в большинстве пришедшие вместе с ними из Ливии.
Общими усилиями в январе–марте прошлого года они захватили более половины территории Мали и спровоцировали военный переворот в стране. Шестого апреля туареги провозгласили собственное независимое государство Азавад. Однако союз между туарегами и исламистами после серии столкновений быстро распался. Туареги были вытеснены на север, а исламисты двинулись на юг превращать все Мали в исламское государство. О дальнейших событиях в этом регионе мы узнаем из ежедневных разноречивых сообщений СМИ, свидетельствующих о разрастании масштабов вооруженного противостояния между исламистами, с одной стороны, и подразделениями ВС Франции и миротворческого контингента Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) – с другой. В частности, турецкая Yeni Mesaj 17 января в статье «Кто совершает геноцид?» писала: «…Чтобы фактически поддержать своими военными возможностями путчистов в стране, которая была бывшей французской колонией, Франция стала убивать мусульманских женщин и детей».
ЗАПАДУ СТАЛО НЕ ХВАТАТЬ МУАММАРА КАДДАФИ
Не вдаваясь глубоко во времени в историю, можно предположить, что, будь жив Муаммар Каддафи, туареги продолжали бы верно нести ему службу, а не занимались отчуждением севера Мали. Что же касается исламистов, то ливийский лидер всегда круто, по-восточному расправлялся с ними. Ведь даже США к нему на отсидку в ливийских тюрьмах присылали известных террористов «Аль-Каиды». Вне всякого сомнения, он и без помощи Запада не допустил бы появления у границ Ливии каких-то территорий, подконтрольных исламистам, опять же с помощью своих верных нукеров-туарегов.
Сегодня эти абсолютно объективные факты никто на Западе не хочет признавать, особенно в НАТО, которая вместо создания над Ливией бесполетной зоны в соответствии с резолюцией СБ ООН фактически осуществляла авиационную поддержку атаки революционеров арабской весны по свержению режима Муаммара Каддафи. Представляется очевидным нежелание признавать эти факты, поскольку в противном случае сразу же станет ясно, что Запад, как это происходило при свержении режима Башара Асада, в Сирии тоже поддерживает исламистов, среди которых есть и террористы «Аль-Каиды». Возможно, поэтому сегодня никто не хочет направлять своих солдат на помощь французам в их борьбе с исламистами, бывшими союзниками в войне против ливийского лидера, инициированной Францией.
Вот что рассказал об этой «инициативе» экс-премьер Италии Сильвио Берлускони в интервью корреспонденту Еuronews. По его словам, в истории с Ливией «Франция преследовала собственные интересы». «Когда Саркози приехал в Ливию и увидел огромные плакаты 30 метров на 16, на которых были я и Каддафи как большие друзья, – продолжал Берлускони, – он вернулся во Францию и сказал своей команде: Италия заберет всю ливийскую нефть и газ, мы должны что-то предпринять. После этого они разбомбили колонну, посланную Каддафи в Бенгази. А затем он убедил другие страны вмешаться…» «Это было необоснованное международное вмешательство в дела независимой страны», – заявил экс-премьер Италии. Это, пожалуй, первое подобное признание известного западного политика о подоплеке арабской весны в Ливии.
НАТО ПОКА ОТДЫХАЕТ
Нежелание европейских стран посылать своих солдат на помощь Парижу вполне объяснимо и по другой причине. В августе 2011 года National Interest в статье «Провал НАТО в Ливии» писал: «После 10 лет боевых действий в Афганистане большинство сил НАТО иссякли. Ливия ускорила распад, выкачав ресурсы до такой степени, что у некоторых союзников буквально не осталось боеприпасов и горючего, и они были вынуждены просить пополнения запасов у других. И в условиях жесткого режима экономии на обозримое будущее немногие считают приоритетом их пополнение, а уж тем более перевооружение для будущих боев».
Однако на официальном уровне этот факт для отказа направлять войска в Мали не афишируется. Вместо него появилась иная причина. В частности, в Вашингтоне, который также на сегодняшний день устранился от непосредственного участия в борьбе с террористами в Мали, это объясняют следующим образом. «Вы же понимаете, что мы не станем напрямую поддерживать малийские вооруженные силы, пока там не восстановлена демократия, что должно выразиться в проведении выборов», – заявила пресс-секретарь Госдепартамента Виктория Нуланд, отвечая на вопрос о планах США.
Оказывается, помощь в борьбе с терроризмом Соединенные Штаты могут оказывать только странам, где у власти всенародно избранные политики, а не военные. И это несмотря на то, что они также борются с терроризмом. В таком случае непонятна роль монархий Персидского залива, которые совместно с США участвуют в «демократизации» Ближнего Востока и Северной Африки.
В ожидании намеченных на апрель выборов в Мали США все же готовы оказать ограниченную помощь. В частности, Вашингтон собирается направить в регион инструкторов для обучения военнослужащих ЭКОВАС, чьи воинские контингенты в соответствии с резолюцией СБ ООН начали прибывать в Мали. Естественно, поскольку США не предпринимают никаких действий по оказанию помощи Франции в Мали направлением туда своих войск, то и НАТО в целом придерживается этой позиции. В интервью для Еuronews генсек НАТО Андерс Фог Рассмусен официально ее озвучил, заявив, что альянс не координирует, но приветствует операцию Франции в Мали. «Я не рассматриваю участие НАТО как организации, но ряд союзников Франции по альянсу помогают ей материально-техническим обеспечением, транспортом, системами наблюдения и разведки», – отметил он.
По сообщению ИТАР-ТАСС, техническую поддержку операции обеспечат Великобритания, США, Бельгия, Канада, Германия, Дания и Италия. В основном это касается логистики. Отвечая в ходе интервью радиостанции Europe 1 на вопрос о том, каким образом войска будут переброшены в Мали, глава МИД Франции Лоран Фабиус заявил, что в транспортировке будут участвовать африканские, европейские страны и Канада. «Помимо этого Россия предложила предоставить транспортные средства для французских войск», – добавил Фабиус. Такая ограниченность со стороны НАТО в помощи без направления войск, возможно, объясняется следующим фактом. В декабре прошлого года президент Франции Франсуа Олланд выполнил предвыборное обещание: последние 200 солдат, перед которыми стояли боевые задачи, покинули Кабул. Таким образом, сейчас в Афганистане осталось 1500 французских солдат – обучающий персонал, логистики, врачи.
Вот и в Мали союзники по НАТО помогают Франции только логистикой и обучающим персоналом. Получается какая-то иезуитская натовская хитрость в наказании своего союзника за преждевременный уход из Кабула. Вместе с тем теракты в Алжире свидетельствуют о дальнейшем разрастании войны из соседнего Мали, кризис затрагивает весь северо-запад Африки, куда помимо Мали входят Алжир, Ливия, Мавритания, Нигер и еще ряд государств.
Кроме того, в настоящее время туареги пока держат нейтралитет, но исламисты могут спровоцировать нанесение по ним удара, и в ответ те начнут войну против французов и их союзников. При таком развитии обстановки эксперты прогнозирует поражение Франции. Тогда все будет соответствовать словам из известной басни Ивана Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».