Джон Керри и Сергей Лавров пришли к согласию. Остальным участникам сирийского кризиса это еще предстоит. Фото Reuters
Несмотря на достигнутые договоренности между министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и госсекретарем США Джоном Керри о присоединении Дамаска к Конвенции о запрещении химического оружия и его уничтожении, ситуация в Сирийской Арабской Республике (САР) сохраняется сложная. Вооруженная оппозиция удерживает значительную часть провинций Идлиб, Халеб и Дейр аз-Зор, а также часть г. Алеппо и его окрестностей, районов турецкой и иорданской границ. В совокупности это составляет около 30% территории страны. Остальная территория САР в основном находится под контролем президента Асада, войска которого в последние месяцы достигли существенных успехов. В частности, после освобождения стратегически важного г. Эль-Кусейр они заблокировали транзит оружия и боевиков для сирийской оппозиции из Ливана.ПРИЧИНЫ УСПЕХОВ СИРИЙСКОЙ АРМИИ
Последние успехи сирийской армии были обусловлены рядом факторов. Во-первых, созданные правящей властью милицейские (иррегулярные) формирования местной самообороны при поддержке со стороны ливанской исламистской организации «Хезболла» и иракских шиитов смогли заменить наиболее боеспособные воинские части в тылу.
Во-вторых, ввиду полного произвола со стороны радикальной части оппозиции ее поддержка в целом со стороны местных арабов-суннитов уменьшилась с первоначальных 50 до 10–15%. В целом около 40% граждан САР не видят реальной альтернативы президенту Асаду, который рассматривается ими как гарант защиты от радикалов.
В-третьих, сирийской национальной армии удалось существенно повысить техническое состояние бронетанковой и авиационной техники за счет организации ремонта на месте.
В-четвертых, один из основных спонсоров вооруженной оппозиции – Турция вступила в период внутренней нестабильности, а для нового эмира Катара сирийская проблема перестала быть первоочередной.
В-пятых, Иран даже в условиях крайне жестких санкций со стороны США и их союзников продолжил оказание Сирии масштабной политической, военной и экономической помощи.
В-шестых, курды начали вооруженную борьбу против сирийских радикалов.
ПОВОД ДЛЯ ВООРУЖЕННОГО
ВМЕШАТЕЛЬСТВА
На Западе понимают, что в ближайшее время восстановить баланс сил в САР не удастся за счет даже значительного увеличения военной помощи для сирийской оппозиции и обучения ее боевиков. Именно поэтому президента Асада столь жестко обвинили в использовании химического оружия против собственного народа, несмотря на явный характер провокации, организованной сирийскими боевиками в ночь с 20 на 21 августа 2013 года в районе Гута, расположенном вблизи от Дамаска. По разным данным, тогда погибли от 300 до 1400 чел.
Конечно, на территории Сирии уже имели факты использования химического оружия. Так, Комиссия по расследованию возможных нарушений прав человека в САР, созданная при Совете ООН по правам человека, провела анализ четырех случаев: в Алеппо и Дамаске 19 марта 2012 года и в Алеппо и Идлибе в апреле нынешнего года. При этом конкретные боевые отравляющие вещества, системы их доставки и исполнители преступления установлены не были.
Российские эксперты сами провели анализ факта применения в Сирии химического оружия в виде зарина, которое произошло 19 марта 2013 года в Алеппо, и представили полученные результаты генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну. По их мнению, в данном случае химическое оружие применила оппозиция, о чем, в частности, свидетельствует использование гексогена в качестве взрывчатого вещества самодельного артиллерийского снаряда.
Более того, 30 мая 2013 года на территории Турции национальными силами безопасности был перехвачен автомобиль, на котором находились контейнеры с 2 кг нервно-паралитического газа типа зарин. При этом были арестованы 12 человек из близкой к «Аль-Каиде» радикальной организации «Джабхат ан-нусра». По некоторым данным, это химическое оружие было произведено на тайной лаборатории в Ираке, которую создали спецслужбы Саудовской Аравии.
Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что последний случай применения в САР химического оружия мог быть провокацией со стороны вооруженной оппозиции. Во всяком случае, нужен тщательный анализ этого и подобных случаев инспекторами ООН по химическому оружию.
ПОДГОТОВКА К ВООРУЖЕННОЙ
АГРЕССИИ
Следует понимать, что президент Обама находится под мощным давлением со стороны не только Конгресса США, средств массовой информации и различного рода лоббистов иностранных интересов, но и своего ближайшего окружения. От него все настойчивее требуют принятия мер по восстановлению в мире авторитета собственной страны. Особенно остро это стало ощущаться после отстранения от власти в Египте президента-исламиста Мурси, которого в Вашингтоне столь сильно поддерживали.
Как следствие, администрация Обамы стала настаивать на правомочности и необходимости нанесения по САР военного удара, чтобы «уменьшить его возможности» применять химическое оружие и не допустить дальнейшего использования сирийскими властями этого оружия против мирного населения.
4 сентября комитет по международным делам Сената США проголосовал за принятие резолюции, поддерживающей применение военной силы против Башара Асада. На 11 сентября было назначено голосование в Сенате, а 16-го – в Палате представителей. Исход голосования в пользу президента Обамы был ожидаем, но сирийская проблема уже расколола весь мир, Америку и Конгресс в частности. В США далеко не все хотят войны. По опросам общественного мнения, большинство американцев этого как раз не хотят.
Тем не менее американские «ястребы» продолжали настаивать, а Бараку Обаме очень хотелось проявить себя сильным президентом. В результате продолжительность предстоящей военной операции составила до трех месяцев. В ней согласились участвовать основные европейские союзники. Все это говорило о подготовке не к ограниченной, как до сих пор заявляют в Вашингтоне, а полномасштабной войне по свержению власти президента Асада. Вскоре это косвенно подтвердил Барак Обама, который сообщил о возможности проведения в Сирии силовой акции с расширенным количеством целей.
Несколько дней ранее в относительной близости от сирийских берегов США и Израиль провели совместное учение в сфере противоракетной обороны. При этом американцы вопреки действующим соглашениям даже не уведомили российскую сторону о запуске по баллистическим траекториям двух ракет-мишеней. Конечно, их основная цель состояла не в том, чтобы протестировать систему предупреждения о ракетном нападении РФ. Им было крайне нужно заблаговременно выявить каналы боевого управления сирийской национальной армии и боевые частоты системы наблюдения и выдачи целеуказаний для зенитных ракетных комплексов (ЗРК) системы противовоздушной обороны (ПВО) Сирии.
ВОЗМОЖНЫЙ СЦЕНАРИЙ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ
Казалось, что каток большой войны на Ближнем Востоке остановить уже невозможно. Представляется возможным следующий сценарий такого развития событий. Вначале в течение месяца вооруженные силы (ВС) США, Франции, Турции (возможно Германии и Италии), а также государств Персидского залива, Японии и некоторых других стран (больше для некоторой легитимности американских действий) наносят многократные ракетно-бомбовые удары с целью максимально возможного ослабления военного потенциала САР. Для этого полностью подавляется национальная система ПВО, уничтожаются все пункты государственного и военного управления, ракетные и военно-воздушные базы, береговые ракетные комплексы, а также основная часть бронетанковой техники и артиллерии. Общее число таких целей не превышает 100. При этом никаких ударов по арсеналам с химическим оружием не наносится ввиду возможности заражения окружающей территории.
Для проведения такой операции явно недостаточно двух американских авианосных групп. Поэтому придется на близлежащих базах в Кувейте, Турции и на Кипре разместить сотни боевых самолетов США и их союзников. В ее рамках первый удар США и их союзники нанесут самолетами стратегической авиации (имеются только у американцев) и надводными и подводными кораблями военно-морских сил (ВМС), а также беспилотными летательными аппаратами. При этом будут использованы сотни крылатых ракет морского (воздушного) базирования типа Tomahawk, которые запустят вне зоны действия сирийской системы ПВО и береговой обороны.
Оружия у сирийской оппозиции хватает. Фото Reuters
|
Стоимость такой военной операции оценить крайне сложно. Можно заметить, что одна крылатая ракета Tomahawk стоит 1,5 млн. долл. Учитывая необходимость развертывания соответствующей группировки ВМС и ВВС, использования сотен крылатых ракет и другого высокоточного оружия, а также потребность многократных налетов палубной и тактической авиации, то даже при отсутствии боевых потерь нужно говорить о миллиардах долларов.
Установление над Сирией бесполетной зоны является логичным продолжением предыдущей операции. Одновременно могут проводиться ограниченные наземные операции, что требует развертывания на территории Турции нескольких бригад Армии США. Такое развитие событий является возможным при определенном сценарии дальнейшего развития событий.
По американским предварительным данным, осуществление над САР бесполетной зоны потребует до 1 млрд. долл. в месяц. Если же потребуется провести ограниченную наземную операцию, то, помимо всего прочего, неизбежно появятся потери среди американских и турецких военнослужащих. Для Анкары такое является чрезвычайно болезненным ввиду нестабильной ситуации внутри страны. Премьер-министру Реджепу Эрдогану это может стоимость дальнейшей политической карьеры.
После нанесения многократных ракетно-бомбовых ударов и создания бесполетной зоны баланс сил изменится в сторону вооруженной оппозиции. Однако не ясно, будет ли это достаточно для силового отстранения от власти Башара Асада. По сути, ВС США и их союзников будут оказывать оппозиции авиационную поддержку.
Проведение наземной операции коалицией государств против президента Асада пока представляется малореальным. Она может затянуться на годы; для этого потребуется развернуть совместную группировку войск численностью 200–300 тыс. военнослужащих, включая не менее 100 тыс. со стороны США.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о возможности использования США для войны в Сирии финансовых средств аравийских монархий. Соглашаясь на подобную помощь, Вашингтону вопреки всякому здравому смыслу придется реализовывать чужие национальные интересы. При этом забывается, что идеологами и финансовыми спонсорами трагедии 11 сентября 2001 года стали представители Саудовской Аравии.
НЕОЖИДАННОЕ РОССИЙСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Накануне голосования в Сенате США по сирийскому вопросу Россия сделала президенту Обаме неожиданное предложение: установить международный контроль над сирийским химическим оружием. Более того, она добилась от Дамаска согласия не только на присоединение к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), но и на уничтожение имеющихся запасов такого вида оружия.
Президент Обама не мог не отреагировать на российское предложение. Голосование по Сирии в Конгрессе было отменено, а в Женеве прошли переговоры министра иностранных дел России Сергея Лаврова и государственного секретаря США Джона Керри. В этой дискуссии приняли участие нынешний специальный представитель ООН и Лиги арабских государств по Сирии Лахдар Брахими и его предшественник Кофи Аннан. В результате был согласован план ликвидации сирийского химического оружия. На первом этапе продолжительностью всего неделю Дамаск обязан представить в ОЗХО всеобъемлющий список имеющегося химического оружия, включая в себя «названия, типы, объемы химических агентов, типы вооружения, места и способы складирования, производства, средств его разработки и развития», то есть задекларирует места хранения и производства химического оружия. Далее инспекторам ООН по химическому оружию будет организован беспрепятственный доступ ко всем объектам химической инфраструктуры. Любые нарушения процедур, которые будут одобрены исполнительным советом ОЗХО, касающиеся арсеналов сирийского химического оружия, как и любые факты применения в САР химического оружия, будут рассматриваться в Совете Безопасности (СБ) ООН. В случае подтверждения этих фактов СБ ООН «будет применять соразмерные конкретной ситуации меры».
В первой половине 2014 года, что возможно только в условиях некоторой стабилизации ситуации внутри САР на основе, например, проведения международной конференции «Женева-2», предполагается вывезти из страны под контролем ОЗХО максимально возможный объем химического оружия и начать его уничтожение. При этом нужно понимать, что полностью из Сирии химическое оружие вывезти не удастся ввиду наличия соответствующих боеприпасов с большими сроками эксплуатации. Такие боеприпасы придется вначале законсервировать путем, например, размещения в подземных шахтах, доступ к которым будет закрыт мощным слоем бетона. Затем там придется создавать специальное производство по уничтожению каждого конкретного вида химического оружия.
Несомненно, что вывоз и уничтожение сирийского химического оружия представляют значительную проблему. На территории Сирии наземные коммуникации национальной армией полностью не контролируются. Неизбежны попытки радикалов из сирийской оппозиции захватить перевозимое химическое оружие с целью его боевого применения, например в Европе. Это потребует тщательной охраны таких колонн и их авиационного сопровождения в условиях продолжающейся гражданской войны.
Скорее всего вывоз химического оружия из страны будет организован морским путем при соблюдении особых мер предосторожности как на этапе погрузки-выгрузки, так и транспортировки ввиду возможности непроизвольной детонации химических боеприпасов. Аналогичное будет необходимо и при дальнейшей перевозке химического оружия наземным транспортом, так как вблизи морского побережья отсутствуют предприятия по уничтожению химического оружия. При этом скорее всего придется вывозить сирийское химическое оружие на соответствующие российские предприятия.
По американским данным, Сирия имеет около 1 тыс. т химического оружия в виде авиабомб, головных частей баллистических ракет и снарядов для ствольной артиллерии. Соответствующее производство иприта и фосфорорганических отравляющих веществ нервно-паралитического действия в 1990-е годы было развернуто в горном районе вблизи Дамаска, на нефтехимическом предприятии в Хомсе (VX-газы), Хама (зарин, табун, VX-газы) и Алеппо.
По предварительным данным, на ликвидацию сирийского химического оружия потребуется до 2 млрд. долл., которые могут предоставить США, Россия, Великобритания, Канада, Германия и некоторые другие государства в рамках программы «Глобальное партнерство» и обновленной программы Нанна-Лугара. Помимо этого потребуется существенно увеличить финансирование Организации по запрещению химического оружия, в распоряжении которой сейчас находится всего 112 инспекторов (14 сейчас проходят необходимую подготовку).
В ближайшей перспективе ожидается, что генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выступит со специальным заявлением в поддержку российско-американского плана по установлению международного контроля над сирийским химическим оружием. Далее на рассмотрение Совета Безопасности ООН будет вынесена соответствующая резолюция, которая не будет содержать угроз применения силы, но потребует от Дамаска неукоснительного выполнения предложенного плана по уничтожению химического оружия.
Таким образом, по инициативе России, которая была поддержана со стороны США, международное сообщество получило реальную возможность избежать на Ближнем Востоке крупномасштабной войны. Последняя с высокой степенью вероятности приобретет региональный характер по мере вовлечения в вооруженный конфликт Турции, Ирана и Израиля. Конечно, такая возможность по-прежнему существует, но ее вероятность существенно уменьшилась после успешных российско-американских переговоров в Женеве.
На Западе многие думают, что химическое оружие САР – это российская проблема. На самом деле и США, и их союзникам крайне необходимо исключить этот повод для крупномасштабной войны. Во-первых, такая война создаст реальную угрозу для Израиля и Турции и дестабилизирует весь Ближний Восток. Во-вторых, воевать придется без санкции Совета Безопасности ООН, что может разрушить всю систему нынешнего миропорядка, созданную после Второй мировой войны. И никакая поддержка других государств в защиту военной агрессии не обеспечат США необходимой легитимности. В-третьих, будет нанесен мощнейший удар по глобальному режиму ядерного нераспространения. В этих условиях, например, Иран примет решение о создании ядерного оружия как средства защиты от вероятной агрессии. В-четвертых, полностью дискредитируется сама идея борьбы с международным терроризмом, потому что ВС США придется воевать в Сирии вместе с «Аль-Каидой». Для Запада все это – достаточно веские причины, чтобы добиться осуществления на практике указанной российско-американской инициативы.