0
3131
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

10.10.2014 00:01:00

Не думать о газете свысока

Долинин Александр

Об авторе: Александр Иванович Долинин – военный журналист, полковник в отставке.

Тэги: армия, сми


армия, сми Вал огня и успешные пуски ракет на учениях – это только полдела. Надо еще уметь оперативно и понятно рассказать об этом всему обществу.

Серия крупнейших стратегических, оперативно-тактических, командно-штабных и других учений, прошедших в последнее время в военных округах и на флотах, свидетельствует: наши Вооруженные силы, которые еще не так давно были придавлены грузом бытовых и социальных проблем, начинают выпрямляться, жить нормальной боевой жизнью. Вместе с тем анализ организации работы с личным составом в ходе проведения масштабных мероприятий учебно-боевого характера убеждает в необходимости совершенствования системы информационного обеспечения жизнедеятельности армии и флота.

НА СТРЕМНИНЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА

Да, нельзя не заметить, что как в повседневной жизни войск и сил, так и в боевой обстановке все больше внимания уделяется работе с людьми. Особенно показательным в этом плане было прошедшее в сентябре крупнейшее в истории Российской армии стратегическое командно-штабное учение «Восток-2014» с участием представителей всех родов оружия. Как известно, к внезапной комплексной проверке боевой готовности войск (сил) Восточного военного округа, в рамках которой проходило это учение, было привлечено около 100 тыс. военнослужащих пяти общевойсковых объединений, командования ВВС и ПВО, Тихоокеанского флота, командований Дальней и военно-транспортной авиации. А в целом, по некоторым данным, участниками СКШУ «Восток-2014» стали более 150 тыс. человек. Так что от представителей органов по работе с личным составом потребовались не только напряжение всех сил и умение действовать в обстановке, максимально приближенной к реальному бою.

Оказалось, когда сражение идет одновременно на земле, в небесах и на море, специалисту по работе с личным составом окружного звена, а тем более – главка, мало владеть спецификой какого-то одного вида Вооруженных сил или рода войск. И в этом смысле, по оценкам руководства, специалисты органов по работе с личным составом окружного звена во главе с заместителем командующего войсками ВВО генерал-майором Сергеем Долотиным и их коллеги из Москвы проявили себя как профессионалы, досконально владеющие методикой действий в условиях боевого применения разнородных сил и средств. Во всяком случае, руководство учения, судя по публикациям СМИ, осталось довольно их действиями, которые, по его мнению, в немалой степени способствовали качественному выполнению задач, поставленных перед войсками и силами, подвергшимися внезапной проверке.

Немалые нагрузки пришлось испытать также сотрудникам пресс-службы Восточного военного округа во главе с полковником Александром Гордеевым, начальнику службы информации и общественных связей Тихоокеанского флота капитану 1 ранга Роману Мартову, другим офицерам, занимавшимся организацией информационного обеспечения войск и сил. Надо было не только все время знать, что делается на общевойсковых полигонах, аэродромах, морских и океанских просторах, но и помогать увидеть объективную картину происходящего получившим аккредитацию представителям «разнокалиберных» гражданских средств массовой информации.

К слову, складывается впечатление, может быть, и субъективное, что сегодня нашим гражданским коллегам, особенно телевизионщикам, уделяется приоритетное внимание, а военные журналисты оказываются в роли Золушки. Конечно, создание положительного имиджа Вооруженных сил в обществе – задача наиважнейшая, и в этом плане за последние полтора – два года было сделано очень много, но ведь, согласитесь, и формирование морального духа «вежливых людей», их идейное мотивирование также крайне востребовано нашим, как пишут иные публицисты, «предвоенным, предфронтовым временем».

Приходилось не раз слышать мнение коллег из редакций военных изданий, что настало время доработать имеющуюся ведомственную инструкцию по организации работы с представителями СМИ, четко прописать в ней порядок допуска военных корреспондентов на территорию воинских частей и кораблей, а главное, довести ее до войсковых командиров…

БЕЗБАШЕННЫЙ ЖУРНАЛИСТ ПОДСТАВЛЯЕТ СОЛДАТА ПОД ПУЛЮ

Но вернемся к «Востоку-2014». Надо отдать должное и региональным СМИ. Судя по тому, как освещались эпизоды учения, они со своей задачей справились. В этой связи подумалось еще вот о чем. Было бы, наверное, во благо Отечеству, если бы гражданские средства массовой информации, и не только региональные, всерьез занялись актуальными вопросами, которые стоят сегодня перед нашей страной и обществом в оборонной сфере. Например, почему бы коллегам не обратить внимание на такую, на мой взгляд, архиважную в нынешней ситуации проблему, как мобилизационная готовность? Причем с учетом новых условий, которые диктует рынок. С учетом перевода значительной части войск и сил на контрактную основу. С учетом сокращения сроков службы по призыву.

Ведь даже если предположить, что вся наша миллионная армия будет иметь постоянную готовность, в ее составе или среди населения непременно должны быть подготовленные военно-мобилизационные резервы. И вообще существует целый комплекс проблем, требующих усилий не только военного ведомства (разрешение ряда из них уже давно выходит за рамки его возможностей), но и важнейших государственных структур, связанных с деятельностью в области обороны. Все они, конечно же, могут стать предметом пристального внимания пишущей братии.

Замечательный русский ученый, автор «Истории России с древнейших времен» Сергей Михайлович Соловьев в свое время писал: «Бывает в народе готовность к войне внешняя, материальная, и бывает внутренняя, нравственная: первая без второй ничего не значит, вторая может восполнить первую, создать ее в короткое время». Может быть, с этих позиций стоит посмотреть на свою продукцию и тем, кто причастен к информационной сфере сегодня? Солдатами, как известно, не рождаются. Никакие перспективные наработки в области вооружений, если они и есть, не спасут нас в лихую годину при отсутствии в народе внутренней готовности защищаться. Готовности, в воспитании которой роль средств массовой информации невозможно переоценить. Надо ли говорить, как много здесь значит позиция гражданских информационных учреждений, независимо от их политической направленности, принадлежности к государственным, общественным или коммерческим структурам? Однако же вести речь о том, что значительная часть из них всерьез занимается проблемами воспитания населения на героических традициях Отечества, в духе верности конституционному долгу по его защите, увы, не приходится.

Я отнюдь не склонен к нагнетанию военного психоза в прессе и не призываю сотрудников гражданских изданий немедленно приступить к разработке тематики, связанной с проблемами оборонной сферы. Но давайте подумаем вот о чем. Многие из нас наверняка и сейчас содрогаются в душе, вспоминая, на каком своеобразном морально-психологическом фоне начиналась первая чеченская, как ее сейчас называют. Метания Москвы между политикой угроз и компромиссов. Разделение государственных мужей на «голубей» и «ястребов». Вопли в «свободной» прессе о том, что «президентские стратеги в погонах точат копье на собственный народ», издевательские снимки в газетах: красавец боевик с автоматом и робко протягивающий по его приказу руку «для рукопожатия» жалкого вида молоденький российский солдат. И совершенно наплевательское отношение к информационному обеспечению операции с нашей стороны.

Уже в одном из первых своих репортажей из Чечни специальный корреспондент «Красной звезды» Александр Пельц (светлая ему память), касаясь этой проблемы, с горечью сообщал, что в отличие от боевиков, которые используют любую возможность, вплоть до входа в закрытые системы связи, для ведения пропаганды, «с российской стороны – ни газет, ни телевидения, радиоприемников – и тех мало».

Казалось бы, сама жизнь обязывала уважающие себя и страну издания твердо встать на защиту армии от всякого рода нападок. Но этого не случилось. «Красная звезда», которая как неотделимое от армии ее творческое подразделение всячески старалась укрепить дух офицеров и солдат, показать, что не перевелись еще богатыри земли русской, практически осталась в гордом одиночестве. Вот лишь некоторые заголовки публикаций тех дней: «Не делайте крайним солдата», «За солдатской спиной», «Помогают ли СМИ нашей армии в Чечне?», «Политики, жаждущие славы, «не стреляйте» армии в спину!»... По-моему, они говорят сами за себя.

В конце концов наши солдаты, без суда и следствия осужденные различного рода «наблюдателями», все-таки сумели выполнить невероятно трудную психологически, беспрецедентную по своей сложности, совершенно не свойственную их предназначению задачу. Но какой ценой?.. Первая чеченская, может быть, как никакая другая кампания с участием наших войск, показала, что нельзя ждать успехов от армии, если ее морально уничтожают соотечественники и свои же средства массовой информации. По сути дела, наш солдат, большей частью необстрелянный, оказался заложником не имеющей аналогов крупномасштабной антиармейской информационно-психологической операции, проведенной в ходе боевых действий, в том числе и российскими СМИ. И чем бы ни объясняли потом различного рода эксперты зловещий успех противника в этой нелепой с точки зрения здравого смысла операции – активностью и изуверской изощренностью дудаевской пропаганды, дилетантством отдельных политиков и журналистов, излишней закрытостью силовых структур, несовершенством взаимодействия между военными и гражданскими информационными органами и т. д., факт остается фактом: одним из самых ужасных ее последствий стали горькие потери, которых могло быть меньше.

Журналисты всегда стремятся получить информацию из первых рук. 	Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Журналисты всегда стремятся получить информацию из первых рук. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

ПЕЧАТНЫЕ СМИ НЕОБХОДИМЫ

В самом деле, кто сейчас подсчитает, сколько жизней наших мальчишек на совести иного «разведчика» от журналистики, который с рвением, достойным более разумного применения, на весь мир вещал о местах сосредоточения наших войск, с указанием номеров частей, фамилий их командиров, о их вооружении, количестве личного состава, техники, маршрутах выдвижения колонн и т.д.? Страшно подумать, но что если и снайпер, убивший в новогоднюю ночь 1995-го моего товарища по перу полковника Владимира Житаренко, стрелял «по наводке» какого-нибудь нашего коллеги?

Между прочим, как ни прискорбно констатировать, но нечто подобное практикуют и некоторые называющие себя военными корреспондентами коллеги из электронных СМИ, освещая события на востоке Украины. По иным телерепортажам внимательный бандеровец запросто может вычислить и места дислокации подразделений ополченцев, и систему опорных пунктов, и предполагаемые маршруты выдвижения. Ну, какой уважающий себя военный корреспондент, скажите, будет ходить с кинокамерой по траншеям района обороны ополченцев, не только высвечивая на телеэкране расположение огневых точек, но и уточняя: мол, вот здесь, в центре, находится командный пункт? Хорошо, если это ложный район обороны. А если нет?..

В наше время обожествления Интернета, когда возможности воздействия на сознание, психику, мораль человека резко возросли, это не может не тревожить. Информация и информационные технологии становятся реальным оружием. Практика показывает, что оно может применяться как в военное, так и в мирное время, причем достаточно скрытно. Результаты же его воздействия могут быть весьма разрушительными. Понятно, что в этих условиях неизмеримо возрастает и значение информационно-разъяснительной работы.

Применительно к армии это означает, что каждый военный специалист, номер боевого расчета должен обладать оптимальным количеством информации с требуемым содержанием и качеством. При всем моем уважении к Интернету, который уже приравнен к средству массовой информации с вытекающими из этого последствиями, качественное решение с его помощью многогранной задачи информационного обеспечения войск, особенно в боевых условиях, представляется маловероятным. К тому же известно, что в особый период (военное положение) электронные средства массовой информации, Интернет будут отключены или не смогут в полном объеме доносить информацию в интересах войск на передовую. Без печатных СМИ здесь не обойтись.

Собственно, так было и на учении «Восток-2014», где значительное место в информировании военнослужащих занимали военные печатные средства массовой информации: Центральный орган Министерства обороны РФ газета «Красная звезда» и его региональные структурные подразделения (газеты «Суворовский натиск» и «Боевая вахта»), а также газета войск и сил на северо-востоке «Тихоокеанская вахта» и многотиражные газеты соединений не только освещали все этапы учения, но и активно участвовали в организации общественно-государственной подготовки и информирования личного состава.

Кстати, надо сказать, что в ходе учения были развернуты и полевые типографии бригадных газет. Да и доставка печатных изданий даже в самые отдаленные районы проведения СКШУ за редким исключением не вызывала нареканий. Чего не скажешь о том, как это выглядит в повседневной жизни. Известно, например, что события вокруг Крыма вновь высветили роль информационного обеспечения действий войск в «конфликтах малой интенсивности». Министерство обороны России столкнулось с необходимостью срочно нарастить информационно-разъяснительную работу с личным составом, задействованным на полуострове, и местным населением.

ОСТРЫЙ ДЕФИЦИТ  ПРОФЕССИОНАЛОВ

Мне приходилось разговаривать с родителями военнослужащих, выполняющих сегодня ответственные задачи в «поле» – в западных районах России, примыкающих к границе с Украиной. Ребята жалуются, что находятся, по сути, в информационном вакууме. В их полевые лагеря периодические печатные издания, включая военные, практически не поступают.

И это отчасти объяснимо. Акционирование полиграфических мощностей военного ведомства привело к тому, что в особый период, а таковым, по сути, стали события в Крыму, было затруднено обеспечение печатными СМИ не только пророссийски настроенного населения Крыма, но и своих же подразделений Черноморского флота. Если судить по звонкам моих бывших сослуживцев из Крыма, и сегодня, хотя полуостров уже полгода как российский, «Красную звезду» невозможно найти ни в Симферополе, ни в Керчи. Впрочем, чему удивляться в условиях рыночной экономики, когда смысл функционирования любого ОАО – это извлечение прибыли, полиграфисты повышать моральный дух армии и флота готовы, но… только за хорошие деньги.

Наверное, в этих условиях стоило бы подумать об обзаведении командованиями военных округов собственной современной мобильной полиграфической базой. Да и подготовку военных журналистов в Военном университете, прекращенную несколько лет назад за «ненадобностью», стоило бы возобновить. Редакции бригадных газет, как и их «старшие сестры», окружные и флотские газеты, «распогонены» и испытывают растущий кадровый голод в журналистах, знающих военное дело профессионально.

То же учение «Восток-2014» показало, как сложно ответственным редакторам окружных и флотских газет организовывать работу по качественному освещению полевых эпизодов СКШУ, когда в редакциях не осталось ни одного офицера-журналиста.

А вообще, на мой взгляд, вопросы, касающиеся организации информационно-воспитательной работы, заслуживают отдельного разговора. И не только в связи с участившимися в последние годы учениями и маневрами, свидетельствующими о том, что наша армия, как ей и положено, учится военному делу настоящим образом. В стремлении к новациям в виде Twitter и Facebook (хотя и они, безусловно, важны, но как дополнение к уже существующей системе), нельзя забывать, что армия существует для войны, и система военной печати должна соответствовать функциональному предназначению Вооруженных сил, суровым реалиям военного дела.

Практика показывает: руководствуясь высшими интересами России, мы обязаны иметь в Вооруженных силах эффективные органы морально-психологического обеспечения. Обстановка требует наличия в этих органах мощного кадрового, интеллектуального, технического, научно-аналитического потенциала. Как это делается на Западе, в тех же США, брать пример с которых, в том числе в области военного строительства, у нас до недавнего времени считалось хорошим тоном. Там ведь на формирование соответствующих морально-боевых качеств военнослужащих денег не жалеют. При этом огромные средства тратятся не только на новые информационные технологии и электронные СМИ, но и на по-прежнему эффективное в полевых условиях, как убеждают события, печатное слово. Наше отставание в этой области от зарубежных армий недопустимо, а оно, к сожалению, налицо.

Возникает закономерный вопрос: что необходимо предпринять? Как освещать учебу или, не приведи Господи, боевые действия войск и сил флота? Ведь для этого, по идее, и были созданы в свое время и многотиражные, и окружные газеты? Нет средств, ответят мне, наверное, высокопоставленные чиновники. Что тут скажешь? Скупой, как известно, платит дважды. Не будем забывать эту проверенную временем и оплаченную немалой кровью простую истину. Тем более что, как мы видим, на дорогостоящие пиар-проекты и мероприятия показушного характера деньги все-таки где-то находятся.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России в информационной сфере выделены в отдельное направление и включают в себя такие вопросы, как защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации. Из этого, очевидно, и надо исходить при организации системы информационно-разъяснительной работы как в военной сфере, так и в гражданском обществе страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2290
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5104
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2814
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3246

Другие новости