На защите суверенитета Южной Осетии. Фото с сайта www.presidentruo.org
28 января 2015 года совместная югоосетино–российская рабочая группа завершила работу над проектом Договора между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией о союзничестве и интеграции. 31 января проект представили общественности Южной Осетии.
После того как министерства и ведомства РЮО дали заключения о соответствии проекта Конституции и законодательству республики, он по дипломатическим каналам был направлен в Москву. Президент РЮО Леонид Тибилов заявил: «Я официально вышел с предложением к российской стороне, чтобы будущее соглашение было рассмотрено в диапазоне от прямого вхождения Республики Южная Осетия в состав Российской Федерации до других имеющихся в мире форм политического сосуществования государств».
ОПИРАЯСЬ НА ДОКТРИНУ
Военная доктрина РФ, подписанная президентом Владимиром Путиным 26 декабря 2014 года, говоря об укреплении системы коллективной безопасности, не обходит и республики Южного Кавказа: «Взаимодействие с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия в целях обеспечения совместной обороны и безопасности».
Статья 55 Доктрины «Задачи военно-политического сотрудничества», пункт «б» уточняет задачу: «формирование и развитие союзнических отношений с государствами – членами ОДКБ и государствами – участниками СНГ, с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия, дружественных и партнерских отношений с другими государствами».
Следующая статья 56 «Основные приоритеты военно-политического сотрудничества», пункт «б»: «С Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия – взаимодействие в целях обеспечения совместной обороны и безопасности».
Как видим, проект союзнического договора между Россией и Южной Осетией возник не на пустом месте. И он необходим России не меньше, чем РЮО. Заинтересованность в совместной обороне обоюдная. Для Южной Осетии это в первую очередь гарантия от нового нападения со стороны Грузии. Для России – возможность нейтрализовать угрозу со стороны НАТО.
Даже если забыть о Кавказской пятидневной войне 2008 года и угрозах со стороны Грузии рано или поздно отвоевать «оккупированные» территории, то проникновение структур НАТО на Кавказ игнорировать нельзя.
5 февраля в Брюсселе состоялось заседание комиссии Грузия–НАТО. В итоговом заявлении отмечалось, что НАТО полностью поддерживает суверенитет и независимость Грузии, а также ее территориальную целостность. Кроме того, в заявлении говорится: «Министры стран – членов НАТО подтвердили свою продолжающуюся политику непризнания и призвали Россию отказаться от признания Южной Осетии и Абхазии».
Очень напоминает требования к России в связи с кризисом на Украине. Помнится, в мае 2014 года от России требовали, чтобы она буквально обеспечила выборы президента Украины: если они не состоятся, то в срыве виновата будет Москва. И постоянно ставят в вину действия ополченцев Донбасса. Фактически экономическими санкциями, дипломатическим давлением и нагнетанием военных угроз Россию принуждают действовать в ущерб собственной безопасности. Да еще и ее руками задушить Донецкую и Луганскую республики.
СЕГОДНЯ УЧЕБНЫЙ ЛАГЕРЬ, ЗАВТРА – БАЗА
После заседания комиссии Грузия–НАТО генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил журналистам, что отношения Грузии и НАТО очень сильны и все больше углубляются. Более десяти стран – членов альянса вносят вклад в реализацию «существенного пакета», который получила Грузия на саммите НАТО в сентябре 2014 года. Генсек НАТО назвал очень важным, как для Грузии, так и для НАТО и других стран-партнеров, создание тренировочного центра вблизи Тбилиси. В Грузии открытие совместного учебного и оценочного центра НАТО и Грузии уже назвали важным сигналом о решительности НАТО интенсивно развивать отношения.
При этом в правительстве Грузии и в НАТО настаивают, что создание учебного центра не направлено против России и он не является военной базой. При этом министр обороны Грузии Миндия Джанелидзе заявил в интервью, что основные функции планируемого центра – оценка состояния вооруженных сил Грузии и повышение их совместимости до стандартов НАТО.
О создании в Грузии регионального тренировочного центра 1 сентября 2014 года заявил бывший генсек альянса Андерс Фог Расмуссен. С инициативой открыть лагерь для подготовки бойцов умеренной сирийской оппозиции выступил Тбилиси. Это предложение вызвало резкие комментарии в России. Дескать, в Панкисском ущелье готовили чеченских террористов, теперь будут готовить сирийских. Тем более что умеренные оппозиционеры, пройдя подготовку в натовских лагерях и вооружившись американским оружием, с легкостью переходят на сторону исламистов.
Но прошло пять месяцев, и лагерь по подготовке борцов с «Исламским государством Ирака и Леванта» (ИГИЛ) переформатировался в учебную базу НАТО и партнеров. Более того, он становится центром подготовки грузинской армии к вступлению в НАТО. Постпред России при НАТО Александр Грушко назвал создание учебно-тренировочного центра в Грузии шагом, «который нельзя расценить по-другому, как провокационный». «Нет никакой необходимости для НАТО создавать какие-то центры. Мы, конечно, будем разбираться, о чем идет речь, но тем не менее появление в Грузии натовских военных объектов – это шаг в сторону усиления напряженности и ухудшения региональной безопасности», – заявил Грушко.
События на Украине стали поводом для усиления военных структур НАТО в Восточной Европе. А также, как видим, в Грузии. Если еще недавно считалось, что вступление в НАТО для Грузии нереально, то теперь ситуация кардинально изменилась. Первый объект НАТО на территории республики не только дает возможность присутствия иностранных войск под боком у России, но содействует усилению оборонного и наступательного потенциала вооруженных сил Грузии. А военнослужащие НАТО могут освоить новый театр военных действий, обучиться действиям в горах Кавказа.
Исполнительный директор Атлантического совета Грузии, бывший заместитель министра обороны Георгий Мучаидзе заявил: «Это очень важный политический шаг и серьезный сигнал в направлении России о том, что НАТО увеличивает свое присутствие в Грузии и не собирается отступать, несмотря на агрессивные шаги со стороны России. И это является сдерживающим фактором для дальнейшей экспансии России на постсоветском пространстве». Впрочем, пока мы видим лишь агрессивные шаги НАТО на кавказском направлении.
ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ
Действия Запада на Украине, продвижение НАТО на Кавказ и нестабильная международная обстановка стали причиной появления проекта договора о союзничестве между Россией и Южной Осетией. Документ предусматривает формирование единого контура обороны и безопасности. При этом отдельные подразделения вооруженных сил РЮО войдут в состав вооруженных сил Российской Федерации. Это же касается части органов государственной безопасности. Будут упразднены пункты пропуска через российско-югоосетинскую государственную границу. Таможня Южной Осетии интегрируется в таможенные органы РФ.
Договор имеет экономическую составляющую. Россия обязуется содействовать повышению зарплат бюджетников, в том числе военных и сотрудников правоохранительных органов, до уровня, сопоставимого с зарплатами в Северо-Кавказском федеральном округе.
Что представляют вооруженные силы Южной Осетии? Общая численность примерно 1250 человек, включая аппарат министра обороны и Генштаб. Боевые части: два стрелковых батальона по 200–250 человек; мотострелковый батальон; разведывательный батальон; батальон МТО; смешанный артиллерийский дивизион; отдельная рота «горного» спецназа (СпН); отдельная снайперская рота; отдельная инженерная рота; отдельная рота связи, отдельная рота охраны. Комплектование смешанное – по контракту и призыву.
На вооружении 2 танка Т-72; 22 БМП-2; 14 БТР70/80 и 1 БРДМ-2; 12 САУ 2С1 «Гвоздика»; 12 122-мм гаубиц Д-30; 2 машины РСЗО БМ-21 «Град»; 18 120-мм минометов 2Б11 (2С12); 30 82-мм минометов 2Б14 «Поднос»; 50 единиц ПТРК 9К111 «Фагот» и 9К113 «Конкурс».
Понятно, что без поддержки со стороны Вооруженных сил России этой армии будет трудно сдерживать наступление грузинской армии. И тем более трудно придется, если в наступление пойдет еще и военная группировка стран НАТО, натасканная на полигоне под Тбилиси. Понятно, что без помощи российских войск Южная Осетия вряд ли долго продержится.
4 февраля президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве». Сам межгосударственный договор подписан в Сочи 24 ноября 2014 года. Принят Государственной думой 23 января 2015 года и одобрен Советом Федерации 28 января 2015 года уже как федеральный закон.
Договор предусматривает коллективную оборону и совместное отражение агрессии в случае, если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению со стороны какого-либо государства или группы государств. В течение 2015 года будет создана объединенная группировка войск и сил. Соответствующие материальные средства и ресурсы для этого выделены. В частности, на модернизацию абхазской армии Россия ассигнует 5 млрд руб. Если учесть, что численность вооруженных сил республики примерно 3 тыс. человек, этой суммы хватит на полное перевооружение, переодевание и обустройство всей инфраструктуры.
Модернизация будет проходить в течение трех лет и сопровождаться увеличением денежного довольствия и социального обеспечения военнослужащих. Следует ожидать увеличения количества абхазских контрактников, так как в республике существенная безработица, а жалование российского контрактника вполне достойно. У подавляющего большинства жителей Абхазии российские паспорта, так что поступать на контрактную службу абхазы могут и в Российскую армию. Кстати, договор облегчает получение российских паспортов гражданами республики.
Договор также предусматривает совместную охрану грузинского участка государственной границы, а также полную свободу пересечения российско-абхазской границы. Границу с Грузией в течение двух лет планируется переоснастить системами охраны и наблюдения, модернизировать заставы.
В проекте договора с РЮО отдельная статья гласит о совместной борьбе с организованной преступностью. Не позднее одного года после вступления в силу договора должен быть создан Совместный информационно-координационный центр органов внутренних дел для обмена оперативно-значимой информацией и ведения криминалистического учета. Будут проводиться совместные действия по борьбе с опасными видами преступлений, по розыску и выдаче лиц, скрывшихся от уголовного преследования.
В МВД, как и в армии, будет проведено поэтапное повышение материально-технического обеспечения органов внутренних дел Республики Южная Осетия, денежного довольствия и социальных гарантий работников органов внутренних дел. Софинансирование данного процесса осуществляется Российской Федерацией в порядке, определяемом отдельным соглашением.
Договоры с Абхазией и Южной Осетией не лишают эти кавказские республики государственности. Хотя понятно, что частичная интеграция с Российской Федерацией происходит. И это дает республикам возможность чувствовать себя в безопасности, спокойно развиваться. Что касается России, то вместо буферной зоны она получает передовою позицию в противостоянии агрессивным поползновениям НАТО.