0
9318
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

16.10.2015 00:01:00

Запрограммированный разгром

Игорь Перов

Об авторе: Игорь Сергеевич Перов – инженер-конструктор спецтехники.

Тэги: вторая мировая война, гитлер, красная армия, ссср, великобритания, франция, германия, сталин, ввс, москва, берлин


вторая мировая война, гитлер, красная армия, ссср, великобритания, франция, германия, сталин, ввс, москва, берлин Немецкие военнослужащие осматривают недостроенный корпус линкора «Советская Украина» в оккупированном Николаеве. Фото 1941 года

Поражению в войне или поражениям в какой-то период войны часто есть объяснение. Как правило, виновными здесь могут быть глава государства, оборонная промышленность, внешняя политика, военное руководство и т.п. В данной статье рассматриваются совершенно необъяснимые действия или бездействия военного руководства Красной Армии в предвоенный период, то есть с марта 1939 года. Но прежде чем приступить к изложению этих действий или бездействий, коротко напомним о некоторых главных военно-политических событиях двух предвоенных лет.

ГИТЛЕР ВСЕХ ОБМАНУЛ

Важной точкой отсчета следует считать именно март 1939 года. В этом месяце Гитлер обманул партнеров по осенним переговорам в Мюнхене и оккупировал Чехию. В отличие от ранее присоединенных к Германии земель Гитлер впервые оккупировал территорию с ненемецким населением, и к тому же очень важную в геополитическом и экономическом плане. Руководители Великобритании и Франции поняли, что их в Мюнхене, как сейчас говорят, кинули, и стали принимать экстренные меры. Великобритания сразу же ввела всеобщую воинскую обязанность, а Франция немедленно увеличила срок службы по призыву. Обстановка в мире стала быстро накаляться. Той же весной фашизм одержал победу в гражданской войне в Испании.

В Советском Союзе также поняли, что наступило время решительных действий по укреплению обороны страны. Чисток, арестов и расстрелов в стране стало намного меньше. Начался быстрый рост численности армии. Одновременно Сталин стал проводить активную внешнюю политику. Летом 1939 года была проведена весьма успешная, хотя и рискованная, военная кампания против японцев на Халхин-Голе.

Первого сентября 1939 года, напав на Польшу, Германия развязала Вторую мировую войну. В тот же день у нас принимается новый закон о всеобщей воинской обязанности. А 17 сентября войска Красной Армии начинают освобождение Западной Украины и Западной Белоруссии, или, как считают другие, оккупацию восточных районов Польши. Главное не в терминах, а в том, что это было необходимое военно-политическое решение, даже с точки зрения Черчилля. В следующем 1940 году СССР удалось своевременно, то есть до наступления весенней распутицы, закончить войну с Финляндией, а затем, воспользовавшись ситуацией, то есть разгромом Германией Франции, присоединить Прибалтику, Бессарабию и Северную Буковину.

Беспрецедентное внимание в эти годы Сталин уделяет конструкторам и производителям оружия. И совершенно отсталая экономически страна создает и запускает в серию вполне приличные основные виды оружия, хотя еще пока и очень сырые. На высокие командные должности назначаются командиры, отличившиеся в боевых условиях. Оборонная промышленность страны переходит фактически на военное положение.

В 1941 году события в Европе также развивались стремительно. Германия захватывает Грецию и Югославию. Россия в это время проводит частичную и скрытую мобилизацию, в результате которой в армию было призвано почти 800 тыс. резервистов. Во второй половине мая началась стратегическая перегруппировка Красной Армии – к западным границам страны двигались или готовились к движению свыше 40 дивизий, быстро формировались новые дивизии и бригады. Не напрасны были и дипломатические усилия Сталина. Весной 1941 года с Японией был заключен договор о ненападении, и вероятность войны на Дальнем Востоке резко снизилась. Наконец, в последние дни перед войной немало дивизий совершало скрытые марши к границе, штабы приграничных округов переезжали во фронтовые командные пункты, во многих дивизиях в танки загружали боекомплект и топливо, а авиация готовилась к рассредоточению на полевых аэродромах. Казалось, что в стране перед войной делалось все правильно. Тогда в чем же причина тяжелых поражений Красной Армии в начале войны и кто в этом виноват?

Ответ существует однозначный. Виновато военное руководство Красной Армии, которое перед войной провело немало труднообъяснимых решений. Вот об этих решениях, больших и не очень, и пойдет речь. Не зря говорят, что дьявол кроется в деталях и что по этим деталям можно определить главное. В том числе и определить причины поражения Красной Армии в начале войны. Ниже приводится перечень лишь некоторых, больших и малых, но совершенно необъяснимых действий или бездействий военного руководства Красной Армии перед войной. Итак, начнем.

НЕПОНЯТКИ С ТАНКАМИ

В Белорусском особом военном округе главным ударным соединением был 6-й механизированный корпус. В его составе было свыше 1000 танков, в том числе 114 тяжелых танков КВ-1 и 238 средних танков Т-34. Корпус дислоцировался в Белостокском выступе, то есть в приграничном мешке. По условиям местности из этого мешка тяжелые 50-тонные танки КВ и 28-тонные Т-34 из-за своей массы практически никуда наступать не могли. Разве что на северо-восток, да и то при инженерной подготовке на ряде малых речек. Почему ударное соединение Красной Армии оказалось дислоцированным в приграничном мешке, окруженном болотами и речками? В результате 6-й механизированный корпус был за несколько дней фактически расстрелян авиацией и артиллерией врага. Много непонятного было и в дислокации других частей округа. Так, почти не было воинских частей у мостов через Неман, то есть в 20 км от границы. Естественно, мосты были захвачены в первый день войны. Кстати, при выборе мест дислокации воинских частей виноваты не командующие военных округов, как часто у нас считается. Дислокацию любой части утверждал Генеральный штаб Красной Армии и нарком обороны.

Интересно посмотреть на танковый состав некоторых дивизий, дислоцированных, например, в Киевском особом военном округе. В составе 10-й танковой дивизии были следующие танки: 63 танка КВ, 38 танков Т-34, 61 танк Т-28, 181 танк БТ, а также 22 танка Т-26. В 8-й танковой дивизии было 50 танков КВ, 140 танков Т-34, 68 танков Т-28, 31 танк БТ и 36 танков Т-26. В 43-й танковой дивизии – 5 танков КВ, 2 танка Т-34 и 230 танков Т-26. В 4-й танковой дивизии – 31 танк КВ-2 (со 152-мм пушкой, масса танка 55 тонн), 383 легких танка Т-26 и одна танкетка Т-37. И это без учета различных модификаций танков Т-26 и БТ.

До какого моста и сколько километров могут проехать вместе тяжелые и легкие танки? И как этот дивизионный танковый калейдоскоп можно вообще содержать в рабочем состоянии? Кто-нибудь может понять логику военных руководителей при комплектации танковых дивизий? При этом обучение экипажей в основном проводилось в боевых частях, а не в учебных центрах. Не секрет, что в начале войны из-за сложностей с техническим обслуживанием совершенно разных типов танков и неподготовленностью экипажей, в дивизиях было потеряно бронетехники гораздо больше, чем от огня противника. Кстати, даже случаи заправки танковых дизельных моторов бензином были не очень-то и редкими. Совершенно очевидно, что перед войной танки поставлялись в войска абсолютно хаотичным и совершенно нелогичным образом. И косвенным подтверждением этого факта является то, что уже на третий день войны вышло постановление правительства № 1749-756, в котором был установлен порядок отправки на фронт танков и бронемашин только в составе «сформированных, укомплектованных и сколоченных рот».

Еще один момент. В Красной Армии летом 1940 года были сформированы 20 танковых дивизий. А еще 40 танковых да штук 20 моторизованных дивизий начали формировать весной 1941 года. Интересно, а где военные руководители собирались добыть танки и другую технику для фактически одновременного формирования 60 новых танковых и моторизованных дивизий? Одних только танков нужно было выпустить как минимум 10 тыс. штук. Естественно, оснащение и боеспособность созданных в 1941 году большого числа дивизий была, мягко говоря, крайне низкой. Мало того, многие новые дивизии формировались за счет резкого ослабления относительно боеспособных танковых дивизий, созданных ранее.

АВИАЦИОННЫЙ ХЛАМ И НЕХВАТКА СРЕДСТВ ПВО

Многочисленные танковые войска Красной Армии по ряду причин не смогли на начальном этапе войны дать достойный отпор врагу. 	Фото 1940 года
Многочисленные танковые войска Красной Армии по ряду причин не смогли на начальном этапе войны дать достойный отпор врагу. Фото 1940 года

Интересная ситуация сложилась перед войной и в авиации. Вот что пишет в своих мемуарах начальник штаба 4-й армии генерал Сандалов о поездке по воинским частям округа 21 июня 1941 года. Он сообщает, что авиаполк в Пружанах получил два новых истребителя МиГ два дня назад, а остальные истребители в полку старые, что 20 июня выгрузили из эшелона 20 разобранных истребителей Як-1 и что в штурмовом полку получили первые два Ил-2. Поштучно поступали и в разобранном виде в войска и другие типы самолетов. Интересно, а прибыли ли вместе с двумя МиГами или с двумя Илами специалисты по двигателям, по механике или электрике этих новых самолетов? Или воентехники были настолько квалифицированными, что могли правильно подготовить самолет новой конструкции к боевому вылету, а пилоты – сразу уверенно летать? Также интересно, а были ли в приграничных полках пилоты, которые уже летали на МиГах или Илах? Судя по мемуарам Покрышкина, таких пилотов почти не было. Казалось, что проблем с освоением новых самолетов быть не должно. Подготовили эскадрилью в учебном полку к полетам на новых самолетах, и она отбыла в боевую часть со своими техниками, средствами обеспечения и т.п. Но у командования ВВС Красной Армии была, очевидно, своя и очень оригинальная методика подготовки летного состава.

В той же поездке, то есть 21 июня 1941 года, генерал Сандалов узнал от командира района ПВО полковника Белова о том, что все его зенитные части находятся под Минском на стрельбах и прикрыть в случае начала войны ни штаб армии, ни штаб механизированного корпуса, ни авиацию на аэродромах нечем. Заметим, что в последние дни перед войной в приграничных округах, в том числе и в Западном округе, ряд дивизий выдвигался ночными маршами в сторону границы, в обстановке секретности штабы приграничных округов срочно переезжали на фронтовые полевые командные пункты, в танки загружали боеприпасы и топливо. А при этом все зенитные части Западного округа находятся на стрельбах где-то под Минском.

Идем далее. Перед войной в дивизиях Красной Армии по штату должен быть зенитный дивизион в составе восьми зениток калибра 37 мм и четырех зениток калибра 76 мм. И даже такие малочисленные по количеству орудий подразделения были далеко не во всех дивизиях. Фактически дивизии не имели средств ПВО. В результате огромные потери Красная Армия, прежде всего ее танковые и моторизованные дивизии, несли от ударов с воздуха, особенно от пикировщиков Ю-87. А вот крупнокалиберные зенитные пулеметы ДШК, кстати, очень эффективные в борьбе с Ю-87, были созданы в 1938 году, приняты на вооружение в 1939 году и запущены в 1940 году… в мелкосерийное производство. До 22 июня 1941 года их выпустили около 2 тыс. К тому же этих пулеметов не было в тех частях, где они должны быть в первую очередь, то есть в танковых и моторизованных дивизиях. Кстати, немцы считали пулеметы ДШК весьма ценным трофеем и приняли его на вооружение.

Рекордные беспосадочные перелеты сталинских соколов на Дальний Восток и в Америку, конечно же, поднимали престиж страны. Зато дальнюю, высотную, разведывательную авиацию в нашей стране так и не создали до конца войны. Кстати, немецкие высотные самолеты-разведчики даже летом 1943 года безнаказанно летали над Москвой.

Другой пример.

В начале 1937 года после испытаний опытных образцов стало ясно, что надо срочно на танки БТ ставить 76-мм пушку, а на базе танка Т-26 удобно выпускать самоходные артиллерийские установки. При этом ходовые качества танков почти не ухудшались. И в том же году эти машины запустили… в единичное производство. До войны выпустили всего 30 самоходок на базе Т-26 и 130 танков БТ-7А, то есть с 76-мм пушкой. В результате около 15 тыс. танков БТ и Т-26 с 45-мм пушками и противопульной броней в бою были малоэффективны против немецких средних танков Т-3 и Т-4, а также беззащитны даже от огня легких 37-мм полевых пушек. Не очень много шансов было у БТ и Т-26 в бою и против легких танков 38 (t) и Т-2, которые имели более толстую лобовую броню.

Большие силы и средства были затрачены в Советском Союзе на создание и серийный выпуск многобашенных танков Т-35 и Т-28. Их выпускали даже в 1940 году, всего более 600 штук. Хотя вопрос об эффективности в бою таких мастодонтов был однозначно решен еще в конце Первой мировой войны.

Еще одним интересным фактом является то, что, как известно, противотанковые ружья были созданы еще в Первую мировую войну и хорошо тогда себя зарекомендовали. Такие ружья у нас в стране разработали за три года до начала войны, но запустили эти ружья в серийное производство только после начала войны.

Проблема была и в части вооружения Красной Армии стрелковым оружием. К началу войны основным стрелковым оружием были винтовка Мосина и пулемет Максима. Но ведь эти виды оружия были созданы 50 лет назад и стали устаревшими еще в Первую мировую войну. С конца 20-х годов в стране хаотично разрабатывались и выпускались небольшими партиями различные новые виды стрелкового оружия, но до войны в Красной Армии нового и современного стрелкового оружия почти не было. Естественно, в срочном порядке запущенные в массовое производство автоматы, ручные пулеметы и т.п. имели ряд серьезных недостатков. И виновато в сложившейся ситуации военное руководство страны, которое даже в таком весьма простом вопросе не смогло своевременно определиться.

БЕССЛАВНЫЙ КОНЕЦ ЛИНКОРОМАНИИ

В середине 30-х годов руководители СССР решили создать мощный флот. С октября 1935-го по январь 1941 года велось строительство сразу 13 крейсеров. Строительство шло очень медленно, и к началу войны построили всего четыре крейсера. Еще два крейсера в конце войны достроили на Дальнем Востоке. Несмотря на явную неготовность судостроительной промышленности строить даже крейсера, в конце 30-х годов Советский Союз решил еще строить и сверхмощные корабли. Было заложено сразу четыре линкора и два тяжелых крейсера. При этом за все советское время в стране на момент закладки линкоров был построен только один легкий крейсер «Киров», да и тот строился по итальянской документации.

Но что нам стоит линкор построить! В конце 30-х годов тысячи специалистов трудились над неподъемной, да и не очень-то нужной для страны программой строительства крейсеров, а также над совершенно ненужной программой строительства линкоров. К началу войны только на фрагменты корпусов крейсеров и линкоров ушли десятки тысяч тонн броневой стали. Огромные средства и усилия тысяч специалистов были затрачены на создание орудий главного калибра, мощных силовых установок, проведение разных испытаний и т.п. А проблем в армии и на флоте в то время без линкоров и крейсеров было предостаточно. Возможно, что строительство мощного флота – это прихоть Сталина. Но и руководство ВМФ, похоже, также мечтало о журавлях, то есть о линкорах.

А вот еще два интересных факта, случившихся в первой половине октября 1941 года, о которых упоминает генерал Лелюшенко в своей книге «Москва–Сталинград–Берлин–Прага». Он пишет, что в мотоциклетном полку, стоящем в городе Ногинске, оказался один танк Т-34. Ни в одном мотоциклетном полку Красной Армии не было танков. Не положено таким полкам иметь танков по штату. А в этом полку был танк Т-34. Интересно, а как он там оказался? Также генерал Лелюшенко сообщает в своих воспоминаниях о том, что по его инициативе в начале октября 1941 года на полигоне под Можайском его помощники обнаружили 16 танков Т-28, то есть танков с 76-мм пушкой, но без моторов. Лелюшенко, очевидно, не раз бывал на этом полигоне и знал о состоянии дел там. Интересно, а сколько безмоторных танков было в то время на разных полигонах Красной Армии?

С ролью кавалерии все ведущие европейские страны определились уже в середине Первой мировой войны. После той войны кавалерии в европейских армиях фактически не стало. Осенью 1939 года война в Польше снова четко подтвердила выводы Первой мировой. И чего наши военные руководители ждали еще почти два года? Правда, несколько кавалерийских дивизий расформировали, а еще несколько переформировали, а точнее, переименовали... в горно-кавалерийские! И все равно на начало войны в Красной Армии только в приграничных округах было не менее семи кавалерийских дивизий.

Впрочем, были проблемы и с другим родом войск. Так, в Красной Армии в предвоенный год умудрились сформировать пять воздушно-десантных корпусов и ряд отдельных десантных частей. То есть всего в ВДВ было свыше 60 батальонов. А вся военно-транспортная авиация страны в 1941 году могла поднять за один вылет в лучшем случае два батальона. В итоге в начале войны большая часть десантных корпусов Красной Армии воевали как легкие стрелковые части, то есть фактически без артиллерии, минометов и т.п. Наверху, очевидно, решили, что храбрым солдатам тяжелое оружие не нужно.

УРОК ВОЕННОЙ ГЕОГРАФИИ

Правый берег реки Западная Двина, как известно, представлял собой серьезный и хорошо подготовленный оборонительный рубеж еще в Первую мировую войну. Здесь были даже рокадные железная и автомобильная дороги. Очевидно, что у главных мостов через эту реку Красная Армия была обязана расположить хотя бы несколько частей для их прикрытия. Но к 22 июня 1941 года на берегах Западной Двины у многих мостов не было практически никаких воинских частей. Наверное, наверху считали, что Красная Армия успеет прикрыть мосты. Просчитались. Мосты через Западную Двину у Екабпилса и Двинска (Даугавпилса) немецкие войска взяли с ходу. А ведь в Прибалтийском военном округе накануне войны было 26 дивизий.

В Киевском военном округе направление от приграничного выступа в районе Устилуг-Сокаль, то есть кратчайшее направление на Киев, прикрывалось сравнительно слабыми силами Красной Армии. Неудивительно, что здесь немцы и нанесли главный удар, разорвав фронт на две части. Интересно, а где Красная Армия ожидала главный удар немцев? Через Карпаты или через болота у реки Припять?

Перечень необъяснимых действий или бездействий высшего командования Красной Армии в вопросах разработки и выпуска вооружений, в вопросах комплектации дивизий личным составом и техникой, в размещении частей в приграничных округах и т.п. можно, конечно же, и продолжить. И сразу же вспоминается закон о переходе количества в качество, словосочетание «очевидное – невероятное» и т.п. Конечно, и в немецкой армии перед войной было немало просчетов. Но необъяснимые действия или бездействия в военном строительстве у них найти трудно.

При рассмотрении неудач Красной Армии в начальный период войны нередко внимание обращается прежде всего на ошибки Сталина. Безусловно, были у Сталина и оперативные, и военно-промышленные, и другие ошибки. Были и чудовищные репрессии. Серьезные просчеты были и у руководителей и конструкторов оборонной промышленности страны. И в начальный период войны руководство Красной Армии также совершило немало оперативных ошибок, в том числе и труднообъяснимых. Но, тем не менее, в поражениях Красной Армии в начальный период войны с Германией виновно прежде всего высшее военное руководство страны, которое еще до начала войны отличилось своими «необъяснимыми действиями или бездействиями». Виноват также и Сталин, который в предвоенный период фактически не контролировал деятельность высших военных руководителей по чисто военным вопросам.

Есть, если не ошибаюсь, древнеримская поговорка, смысл которой заключается в том, что, начиная войну, нужно не только самому в ней преуспеть, но важно, чтобы и противник наделал глупостей. Да, немецкая армия летом 1941 года была очень сильной. Но руководство Красной Армии также «отличилось». Министр обороны, начальник генштаба, командующие округами и другие ответственные военные чины обязаны формировать, дислоцировать, обучать и вооружать армию в соответствии со здравым смыслом, а не по своим ведомственным понятиям. К сожалению, руководство Красной Армии преуспело больше в своих необъяснимых действиях или бездействиях перед войной. Во всяком случае, не наделай военное руководство множества необъяснимых предвоенных ошибок, Красная Армия, пожалуй, могла к зиме 1941 остановить врага на линии Западная Двина – Днепр.

И еще. В военном ведомстве нашей страны и до войны с Германией совершались необъяснимые действия или бездействия. И было их немало. Такие примеры можно найти и в истории Крымской войны, и в истории Русско-японской войны, и в истории Первой моровой войны. Но и сейчас времена не сильно изменились. Совсем недавно, несколько лет назад, мы были свидетелями очередных необъяснимых действий или бездействий в российской армии и последующего экстренного снятия министра обороны страны. Вопрос теперь только в том, как долго строительство армии будет вестись в правильном направлении.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1635
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1833
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1944
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4319

Другие новости