0
7824
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

25.12.2015 00:01:00

Трое раненых и двое избитых

Тэги: фолклендские острова, т 34с, бродстоун, пеббл, мальвинские острова, спецназ, м16, нептун, британцы, армстронг, си кинг


фолклендские острова, т 34с, бродстоун, пеббл, мальвинские острова, спецназ, м16, нептун, британцы, армстронг, си кинг Аргентинские аэродромы стали главной мишенью для ударной авиации англичан. Фото Reuters

Война за Фолклендские острова стала для SAS, без сомнения, одним из тех исторических моментов, которые принято называть «звездным часом». Однако реальность бывает более многогранной, чем официальная версия событий, и зачастую изобилует фактами, не попадающими в справочники и энциклопедии. Относится это в полной мере и к операции «Прелим» (Operation Prelim, что можно перевести с английского как «вступительный экзамен»), проведенной SAS в мае 1982 года на острове Пеббл и занесенной британцами в разряд классических боевых операций их спецназа.

ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ ЦЕЛЬ

Операция «Прелим» проводилась в обеспечение десантной операции, запланированной командованием в районе заливов Сан-Карлос и Аякс и местечка под названием Порт Сан-Карлос на западном побережье острова Восточный Фолкленд. Это была первая крупномасштабная операция SAS со времен действий в оманском Джебель Акбаре в 1956 году.

Ее главной задачей было уничтожение авиационной техники противника, дислоцированной на небольшом аэродроме, созданном аргентинцами на острове Пеббл. Если говорить более точно, то на острове к тому времени была создана передовая оперативная база в составе аэродрома, небольшого укрепленного пункта и гарнизона морской пехоты, в который входили подразделения 3-го батальона морской пехоты «имени Илизара Виделы» численностью около 100 человек, имевшие на вооружении крупнокалиберные пулеметы и 75-мм безоткатные орудия.

Вопрос о необходимости нейтрализации ударной авиации противника в районе предстоящей важной десантной операции был одним из важнейших. Ситуация осложнялась тем, что кроме основного аэродрома в районе Порт-Стенли на других островах находилось множество резервных взлетно-посадочных площадок, большая часть из которых представляла собой обычные поля или луга. Возникла и другая проблема.

«Никто не знал, насколько большую угрозу представляет для наших кораблей или для войск, которые должны были высадиться в заливе Сан-Карлос на Восточном Фолкленде, аэродром на острове Пеббл. Но когда было высказано предположение о наличии на острове РЛС, опасность этого места стала, несомненно, очень серьезной. Адмирал Вудворд считал, что РЛС может обнаружить главные силы британского флота в то время, как они будут вне зоны обзора РЛС на материке или на Восточном Фолкленде, тогда как аэродром находился всего в нескольких минутах полета, даже для поршневых штурмовиков, от планируемого места высадки основных сил десанта», – пишет Питер Рэтклифф, непосредственный участник операции «Прелим» в книге «Глаз шторма. Двадцать пять лет службы в SAS».

Беспокоили британцев и легкие штурмовики IA-58 «Пукара», и вооруженные учебно-тренировочные самолеты Т-34С «Турбо Ментор», которые, как предполагала разведка, могли дислоцироваться на острове Пеббл. Конечно, «пукары», а их на острове было 5-6 штук, не могли противостоять в воздушном бою британским «харриерам», но имели вооружение, достаточное для удара по десантному отряду: бомбы, НАР, контейнеры с напалмом, две 20-мм пушки и четыре 7,62-мм пулемета. Да и «турбо менторы» тоже были неплохи. Имея дальность полета не менее 1200 км, они могли нести блоки 70-мм неуправляемых ракет LAU-6/68 и два 7,62-мм пулемета.

Решение командования было однозначным – самолеты уничтожить, а аэродром вывести из строя. Поручили данную задачу роте «D» 22-го полка SAS (командир роты – майор Седрик Норманн Джордж Дельвес), выделив для операции также авианосец «Гермес» в охранении фрегата УРО «Бродсуорд» и эсминец УРО «Гламорган», ставший для спецназа кораблем огневой поддержки. Для координации последней спецназовцам придали капитана Кристофера Чарльза Брауна из 148-й артбатареи 29-го артполка «коммандос».

ВЫНУЖДЕННАЯ ЗНАМЕНИТОСТЬ

Остров Пеббл входит в группу Фолклендских (Мальвинских) островов и лежит несколько севернее острова Западный Фолкленд. До 1982 года известен остров был лишь своей овцеводческой фермой, но война сделала его «всемирной знаменитостью». В середине мая он сначала стал местом проведения одной из крупнейших операций SAS, а затем в 10 милях к северу аргентинские «скайхоки» двумя бомбами отправили на дно эсминец УРО «Ковентри» стоимостью 37,9 млн фунтов стерлингов.

Сам по себе Пеббл – остров небольшой, его площадь всего около 103,36 кв. км. С запада на восток он протянулся на 30 км, а в наиболее широкой части имеет всего 7 км. Форма острова – две крупные части, соединенные узким перешейком, на котором располагалось и единственное полноценное поселение, в котором на апрель 1982 года проживало 22 жителя. Именно здесь аргентинцы, которые называли это поселение Кальдерон, и построили аэродром с грунтовой ВПП. Точнее, аэродром там был и до оккупации острова аргентинскими войсками, последние просто расширили его возможности и соорудили оборонительные позиции. Всего имелись четыре пригодные для эксплуатации ВПП длиной 533,4 м, 381 м и две полосы по 228,6 м.

В ночь с 11 на 12 мая на остров Кеппель, находившийся к югу от восточной оконечности острова Пеббл, вертолетами была высажена разведгруппа из состава роты «D» (командир группы – капитан Тимоти Уильям Берлс). На следующий день группа при помощи специальных байдарок преодолела небольшой пролив и оказалась в районе объекта.

Группа сумела организовать несколько наблюдательных пунктов, в том числе в непосредственной близости от аэродрома. В ходе наблюдения британские спецназовцы разведали объекты аэродрома, а также определили координаты оборонительных позиций аргентинского гарнизона. Причем в ходе разведки района Филипс Коув британцы обнаружили, что на их карты не нанесен достаточно большой «пруд», расположенный на некотором расстоянии от береговой черты. В случае проведения запланированной операции спецназа это могло стать весьма неприятным сюрпризом, поскольку именно на этом пляже планировалось высаживать отряд SAS.

В ночь с 13 на 14 мая капитан Берлс радировал в штаб: «Одиннадцать, повторяю, одиннадцать самолетов. Считаю реальными (то есть это были не макеты. – В.Щ.). Атака роты – следующей ночью». После получения радиограммы вся операция была проработана до мельчайших деталей буквально в течение часа.

В итоге для операции «Прелим» выделили три вертолета, которые должны были доставить на остров 42 спецназовцев, майора Дельвеса, капитана Брауна и лейтенант-коммандера Эдвардса (его придали одной из групп, поскольку он ранее бывал в здешних местах и хорошо ориентировался на местности). Все – с личным оружием, плюс на вертолеты погрузили один 81-мм миномет L16 и более 30 пластиковых контейнеров с минометными минами – по две в каждом контейнере (одна – осколочно-фугасная, другая – с начинкой из белого фосфора). Масса контейнера – 8 кг, каждый спецназовец затем нес по одному такому контейнеру. Спецназовцы отправлялись на задание со следующим оружием: 5,56-мм автоматическая винтовка М16 (некоторые – с 40-мм подствольным гранатометом М203) или 7,62-мм пулемет, 9-мм пистолет «Браунинг – Хай Пауэр», один 66-мм ручной гранатомет М72, ручные гранаты, взрывные заряды, по три запасных магазина к М16 и многочисленные пулеметные ленты. Последние были у всех спецназовцев – по 200–400 патронов на человека.

ПЛАН ОПЕРАЦИИ ТРЕЩИТ ПО ШВАМ

Первая фаза активной части операции началась в 20 часов 14 мая. Эсминец УРО «Гламорган» покинул ордер оперативного соединения и взял курс на остров Пеббл. Полчаса спустя следом отправились авианосец «Гермес» и фрегат УРО «Бродсуорд». Британцам повезло – аргентинцы к тому времени не имели ни одного боеготового самолета «Нептун», использовавшихся для дальней разведки, и маневр трех кораблей остался незамеченным. Но потом ситуация стала осложняться.

Вначале ввиду штормовой погоды и ряда поломок техники корабли не смогли вовремя прибыть в назначенную точку, англичанам пришлось занимать позиции «в ускоренном темпе». Затем – заминка с вертолетами.

В конечном итоге начало операции было задержано на полтора часа, время вылета вплотную приблизилось к рассвету. План операции пришлось корректировать. Теперь ее целью стало лишь уничтожение вражеских самолетов, а первоначально ставившуюся задачу атаки расположенного в поселке гарнизона отменили. «Аргентинский гарнизон даже и не догадывался о том, насколько им повезло и какой опасности они избежали», – писал в книге «Призрачные войска: секретная история SAS», вышедшей в свет в 1998 году, бывший военнослужащий SAS Кен Коннор. Группе же, которой по первоначальному замыслу предстояло атаковать поселение, теперь надлежало занять позицию между аэродромом и поселком и при необходимости – отбивать атаки аргентинских «морпехов».

Наконец, в 2 часа 25 минут 15 мая с «Гермеса» поднялись и направились к острову три вертолета, после чего авианосец и фрегат отошли, а «Гламорган» занял позицию в 6 милях северо-западнее аэродрома в готовности открыть огонь. Ударная группа высадилась в 3 часа 50 минут примерно в 5 милях от места назначения, в районе Филипс Коув, и чуть позже соединилась с находившейся на острове разведгруппой. Бойцы последней подобрали и оборудовали позицию для 81-мм миномета, с помощью которого планировалось «подсветить» местность осветительными минами, а затем – оказывать огневую поддержку. Ровно в 4 часа капитан Браун получил с эсминца радио, что корабль на позиции и готов оказать артподдержку. Вертолеты же вернулись на «Гермес» для дозаправки и были готовы к вылету на эвакуацию отряда.

ОСТРОВ В ОГНЕ

В 6 часов 10 минут отряд достиг позиции, где предстояло установить 81-мм миномет. Чуть позже заняли свои позиции две группы отряда, а третья… потерялась. Она уходила из зоны высадки последней, ей не хватило «проводника» и в темноте группа отклонилась от курса. Впрочем, на ход операции это, к счастью, не повлияло.

Капитан Браун запросил по рации огонь с «Гламоргана» в 7 часов 19 минут. Еще через три минуты над островом расцвели осветительные снаряды. При первых же вспышках света британские спецназовцы отчетливо разглядели, что на аэродроме стоят четыре «турбо ментора», шесть «пукар» и один «Скайвэн» из авиации береговой охраны.

Британцы быстро установили на каждый из самолетов «порции» пластиковой взрывчатки. Уже через несколько минут свет от горящих самолетов стал ярче, чем от осветительных мин. Вскоре все 11 машин, а также бочки с горючим и ящики с боеприпасами были уничтожены. Противник оказал «робкую» попытку сопротивления, но при первых же выстрелах майор Дельвес запросил по рации «Гламорган» открыть огонь осколочно-фугасными снарядами по противнику, а своих минометчиков – подсветить район операции. Сопротивление быстро заглохло.

«БОЕВОЕ РУКОПРИКЛАДСТВО»

Потери среди британских «командос» были минимальными – всего трое раненых: капрал Дэви получил осколок 40-мм гранаты в ногу, капрала Армстронга ранило осколками от слишком близко взорвавшейся радиоуправляемой мины (командир аргентинского гарнизона лейтенант Марега, прибыв на место и не сумев организовать при помощи своих деморализованных подчиненных отпор, отдал приказ взорвать заранее приготовленные заряды системы самоликвидации, и капрал Армстронг, устанавливавший взрывные заряды на «пукару», оказался в ненужное время в ненужном месте), а капрал Банкер получил при взрыве аргентинских мин контузию.

А вот еще два разведчика, унтер-офицеры, получили «боевые повреждения» – у них были разбиты лица. Дело в том, что эти спецназовцы уже несколько лет испытывали друг к другу сильную неприязнь, ставшую еще более сильной в замкнутом пространстве кораблей во время войны у черта на куличках. И рейд на остров предоставил им отличную возможность «разобраться»: как только в небе повисли первые осветительные снаряды «Старшелл», выпущенные «Гламорганом», некоторые разведчики с удивлением увидели как два унтер-офицера с остервенением мутузят друг друга вместо того, чтобы выполнять боевое задание.

Впрочем, задача была выполнена, а это – самое главное.

Капитан Браун вспоминал: «Мы уничтожили все самолеты, начали отход, тогда как самолеты взрывались и горели. Противник не предпринимал попытки контратаковать со стороны поселка или взять под контроль аэродром. Если бы у нас было больше времени, то попытались бы ликвидировать их, но была реальная опасность нанести урон имуществу местных жителей или даже убить кого-то из поселенцев. Но в реальности у нас просто не было времени, так что был подан сигнал к отступлению – ведь мы решили поставленную задачу. Уничтожение этих самолетов устранило угрозу будущей десантной операции. Мы отступили в безопасное место, были подобраны вертолетами «Си Кинг» и доставлены на «Гермес» к завтраку».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
249
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
283
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
402
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
344

Другие новости