Подлодка «Конкэрор» возвращается домой. На рубке виден «пиратский» флаг. Фото с сайта www.iwm.org.uk
В последние недели взор многих россиян, да и не только их, был прикован к далекому району Южной Атлантики, где разыгралась трагедия с аргентинской подводной лодкой «Сан-Хуан». Субмарину, переставшую выходить на связь, уже месяц ищут авиация и флот самой Аргентины, а также ряда стран мира. Даже далекая от тех мест Россия направила в район операции группу специалистов и новейшее океанографическое исследовательское судно «Янтарь», не так давно своим таинственным рейдом поставившее на уши Пентагон и Белый дом. Но за перипетиями этой, как теперь уже становится понятно, катастрофы мало кто обратил внимание на одно совпадение. Если подлодка «Сан-Хуан» пропала к северу от Фолклендских островов, за обладание которыми аргентинцы в прошлом столетии вступили в жаркую схватку с британцами, то 35 лет назад к югу от архипелага в ту самую войну погиб аргентинский крейсер «Генерал Бельграно».
ВЕТРЕНАЯ ФОРТУНА
Аргентинскому флоту до самого последнего времени, можно сказать, везло. Страна осталась нейтральной как в Первую, так и во Вторую мировые войны, избежав тем самым кровавой дани ненасытному богу войны. При этом, что интересно, на 1940 год аргентинские военно-морские силы (ВМС) считались восьмыми по боевой мощи в мире, уступая флотам крупнейших европейских держав, а также США и Японии. И уж конечно, они были самыми крупными ВМС в Латинской Америке.
Однако затем удача изменила аргентинским адмиралам: сначала в годы Фолклендской войны (1982) они потеряли один из своих крупнейших боевых кораблей – крейсер «Генерал Бельграно», что стало крупнейшей за всю историю национальных ВМС катастрофой, а три с половиной десятилетия спустя уже в мирное время флот постигла вторая ужасная катастрофа.
Мы не будем рассматривать здесь все перипетии трагедии с дизель-электрической подводной лодкой (ДЭПЛ) «Сан-Хуан», поскольку СМИ и так достаточно подробно ее освещали. Разве что отметим: не найденная еще пока субмарина – далеко не первая жертва так пока и непонятого нами океана. Достаточно вспомнить, что в следующем году исполнится ровно полвека году, который вполне можно назвать «черным годом подплава» (см. «Загадка исчезнувших субмарин», «НВО» от 01.12.17). Дело в том, что в 1968 году по так и не выясненным до конца причинам пропали сразу четыре подлодки – французская «Минерва», израильская «Дакар», советская К-129 (см. «Кто виновен в гибели К-129», «НВО» от 24.11.17), а также американский атомоход «Скорпион».
А вот району, где предположительно пропала подлодка «Сан-Хуан», мы посвятим больше внимания. Случилось это в точке с координатами 46 градусов 44 минуты ю.ш. и 60 градусов 8 минут з.д., то есть севернее Фолклендских, или, как их именуют аргентинцы, Мальвинских островов. А вот южнее этого архипелага, в точке с координатами 55 градусов 24 минуты ю.ш. и 61 градус 32 минуты з.д., 2 мая 1982 года британской атомной подводной лодкой (АПЛ) «Конкэрор» был потоплен аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Итог трагедии – 323 погибших.
ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ ПРИКАЗАЛА: «ТОПИТЬ!»
Считается, что у премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер на решение – топить или не топить аргентинский корабль – ушло всего несколько минут. Но затем она всю оставшуюся жизнь вынуждена была постоянно отстаивать свое решение и доказывать, что оно было единственно верным. Многие думали, что это просто принципиальная позиция известного политика: ну не может Железная леди признать, что была неправа! Однако в 2011 году в свет выходит книга The Silent Listener: British Electronic Surveillance: Falklands 1982 бывшего сотрудника британской разведки майора в отставке Дэвида Торпа, которому, как оказывается, Тэтчер уже тогда поручила тщательно проверить и перепроверить всю информацию по данному эпизоду Фолклендской войны с целью установления истины и того, адекватно ли ситуации было принятое премьером решение. Автор доказывает – да, адекватно!
На основе данных радиоперехвата и другой развединформации Торп показывает, что корабельная ударная группа во главе с крейсером «Генерал Бельграно» хоть и находилась на момент атаки вне установленной британским правительством с 12 апреля 1982 года 200-мильной запретной зоны вокруг «своих островов» (точка гибели отстояла от ее границы на 36 миль), внутри которой флот ее величества обязали топить всех подряд, но имела приказ следовать в точку, расположенную внутри этой зоны, с целью нанесения удара по кораблям британского экспедиционного соединения. Впрочем, книга подверглась разгромной критике со стороны некоторых военно-морских экспертов за ряд нестыковок с другими известными и достоверными источниками, поэтому вопрос о том, куда все же шел крейсер – внутрь запретной зоны или прочь от нее – так и остался, по мнению многих, открытым.
Тем более что так и не обнародована пропавшая часть вахтенного журнала АПЛ «Конкэрор», охватывающая примерно полгода ее службы, включая и потопление аргентинского крейсера. Правда, в 2012 году вышла в свет книга Стюарта Преббла The Secrets of the Conqueror: The Untold Story of Britain’s Deadliest Submarine, в которой он указывает, что пропал документ не из-за каких-то нестывок в действиях подводников в ходе Фолклендской войны, а по причине их участия уже после ее завершения в совместной с американцами сверхсекретной разведывательно-диверсионной операции против Советского Союза, известной под обозначением «Barmaid» (можно перевести как «буфетчица», «официантка» или «барменша») и имевшей целью кражу секретного гидроакустического оборудования – новейшей буксируемой гидроакустической антенны.
В любом случае, как это ни трагично звучит, но действия командира «Конкэрора» были «обычными» для «обычной войны» (признают это, кстати, и сами аргентинские моряки). Необычным стало лишь то, что это была первая в мировой истории боевая торпедная атака атомной подлодки, да то, что из похода АПЛ «Конкэрор» возвращалась под флагом, который можно назвать «пиратским»: на его черном полотнище был изображен череп на фоне перекрещенных торпед, а также три символа – пиратский клинок, силуэт крейсера «Генерал Бельграно» и символ ядерной энергетики. Правда, еще более необычным стало для меня то, что однажды на одном из зарубежных форумов я прочитал, что выживший после гибели «Бельграно» аргентинский моряк ищет с целью «пообщаться и вспомнить былое кого-то из экипажа потопившей нас подлодки «Конкэрор». Живо представил, как наш ветеран, стоявший насмерть на Курской дуге, пишет, что хотел бы «поговорить за жизнь» с кем-нибудь из танкистов дивизии «Мертвая голова», утюживших их жарким летом 1943-го! Какие все же разные бывают войны…
ЗАПРОГРАММИРОВАННАЯ ТРАГЕДИЯ
Впрочем, трагедия с «Генералом Бельграно» была запрограммирована с того самого момента, как лидеры аргентинской военной хунты приняли самоубийственное решение провести свою маленькую победоносную войну.
«До недавнего времени нам постоянно говорили, что аргентинцы – это соль земли. Также годами нам говорили, что Фолкленды принадлежат Аргентине. В конечном итоге говорившие нам это поверили в свои слова и сами, – пишет аргентинский историк Карлос Эскуде. – Теперь уже никто не сомневался в том, что если мы предпримем силовую акцию, то нас поддержат все, в том числе и Соединенные Штаты. Какая наивность. Но еще большей наивностью было полагать, что Великобритания не ответит на брошенный ей вызов. Что она позволит нам забрать острова. Но это уже была перчатка, брошенная в лицо всему блоку НАТО».
Причем главным инициатором вторжения на Фолкленды был именно представитель флота – командующий аргентинскими ВМС адмирал Хорхе Анайя, который и спланировал операцию «Розарио». Предполагалось начать вторжение либо в день начала освободительной революции – 25 мая, либо в День независимости – 9 июля, но внутриполитическая ситуация (30 марта, например, была массовая демонстрация в Буэнос-Айресе, жестоко разогнанная армией) вынудила военных поторопиться.
26 марта генерал Леопольдо Галтиери отдал приказ начать силовую акцию по захвату Фолклендских островов, а 30 марта в район архипелага вышло крупное соединение военно-морских сил Аргентины (авианосец, крейсер, два эсминца УРО, фрегат УРО и одна ДЭПЛ), сопровождавшее десантный отряд в составе трех десантных кораблей и трех транспортов с подразделениями морской пехоты и сухопутных войск. Для британской военной разведки все стало предельно ясно – готовится вооруженный захват островов, о чем и было доложено наверх. Одновременно к островам отправили первую атомную подлодку – «Спартан».
2 апреля аргентинские войска заняли острова, и в тот же день Лондон разорвал дипотношения с Буэнос-Айресом, а с 5 апреля начал развертывание в Южной Атлантике экспедиционных сил для проведения операции «Корпорейт» с целью освобождения архипелага. В общей сложности с 5 апреля по 15 июня Великобритания направила в район боевых действий 136 боевых кораблей и судов, около 70 самолетов, более 80 вертолетов, а также воинский контингент в количестве до 9 тыс. человек. Таким образом, Лондон направил в Южную Атлантику почти половину (!) имевшихся на тот момент в боевом составе ВМС кораблей и судов. Более того, для обеспечения связи штаба руководства с флагманским кораблем, в роли которого выступал авианосец «Гермес», англичане вывели на геостационарную орбиту спутник связи «Гепфиллер»! Но главное – британцы отправили туда атомные подлодки, официально, кстати, объявив об этом.
По большому счету последнее должно было отрезвить хунту, поскольку даже сегодня обнаружить патрулирующие под водой атомоходы чрезвычайно трудно (сейчас не могут даже найти неатомную подлодку!), а уж тогда аргентинцам это было совершенно не под силу. Поэтому ни один их корабль не мог чувствовать себя в безопасности. «Единственный способ достоверно узнать о присутствии подводной лодки – начать терять свои корабли, но это очень дорогой способ», – говорит один из героев книги Submarine: A Guided Tour Inside a Nuclear Warship Тома Клэнси и Джона Грешэма (не путать с автором бестселлеров Джоном Гришэмом). Но нет, то ли предупреждение не сработало, то ли дело в том, что указанная книга вышла 10 лет спустя. В итоге ответить за самонадеянность аргентинского командования надлежало команде «Генерала Бельграно».
ЕМУ ПРОСТО НЕ ПОВЕЗЛО
Причем крейсер в буквальном смысле оказался не в то время и не в том месте. Дело в том, что сутками ранее две другие британские атомные подлодки, «Спартан» и «Сплендид», «брали на прицел» аргентинский авианосец, но по ряду причин не атаковали его (в одном случае командир упустил момент, в другом – не было получено «добро» вышестоящего командования). Повезло и сопровождавшему «Генерала Бельграно» эсминцу: считается, что одна из трех торпед «Конкэрора» попала в него, но почему-то не взорвалась (вероятно, потому что стрелял командир торпедами более старого типа – Mark VIII, принятыми на вооружение еще в 1927 году, поскольку только они должны были гарантированно пробить бронированный корпус крейсера). А вот после гибели крейсера случилось резкое просветление в горячих головах – аргентинский надводный флот прочно засел в базах и никуда больше не выходил. Зато британскую эскадру изрядно проредили аргентинские летчики, отомстив за моряков.
Контр-адмирал Хорхе Гуальтьер Аллара, занимавший в 1980-е годы пост командующего флотом ВМС Аргентины и принимавший непосредственное участие в планировании операции вторжения на Фолкленды, позднее вспоминал свою беседу с командующим военно-морскими силами адмиралом Хорхе Анайя: «Адмирал не сомневался в том, что никакой серьезной военной реакции со стороны британцев не последует… Хотя если бы британцы обнаружили нашу подготовку к операции, то могли бы сорвать ее, всего лишь направив в тот район одну многоцелевую атомную подводную лодку».
Аргентинский адмирал, что называется, сглазил. Британцы атомную подлодку все же отправили. И не одну. Последствия прибытия трех атомоходов оказались печальными – потопление крейсера и самые тяжелые в истории ВМС Аргентины потери в корабельном и личном составе. Более того, именно случай с «Генералом Бельграно» стал той красной линией, за которой мирного решения возникшей проблемы просто не оставалось. За пролитую кровь надо было во что бы то ни стало отомстить. Тут-то все и завертелось в бешеном темпе, а результат нам хорошо известен. После же нынешней трагедии район спорных островов и вовсе стал каким-то проклятым местом…