После «удара в спину» со стороны Турции российские ударные самолеты постоянно сопровождали истребители. Фото с сайта www.mil.ru
Война в Сирии продолжается, и ситуация в стране весьма далека от той, что некоторые отечественные эксперты и СМИ описывают в своих победных статьях и репортажах. Именно такое заключение можно сделать по тому факту, что на прошлой неделе группировка Воздушно-космических сил (ВКС) России на авиабазе Хмеймим была вновь существенно усилена. По сообщениям различных отечественных и зарубежных СМИ, туда были переброшены новейшие самолеты Су-57, получившие уже боевое крещение Су-35С и Су-25СМ, а также самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и ряд других. Круг задач, которые они будут решать, нам пока доподлинно не известен, поэтому мы, напротив, попробуем на основе информации из открытых источников – публикаций в СМИ и пресс-релизов Минобороны РФ – дать анализ применения авиации российских ВКС в сирийской кампании на предыдущем этапе.
ПОДГОТОВКА БАЗЫ
До прибытия в Сирию российского контингента армия президента Башара Асада в борьбе с незаконными вооруженными формированиями широко использовала преимущественно советскую авиатехнику – экспортные варианты истребителя бомбардировщика Су-17 и фронтового бомбардировщика Су-24МК. Привлекали для этой цели и учебно-боевые чешские Л-39. Самым эффективным из них считался Су-24МК, последняя модификация которого впоследствии сыграла важную роль в разгроме противника. При этом было потеряно несколько машин, в основном на земле при артиллерийско-минометных обстрелах аэродромов.
Реже уничтожались самолеты в воздухе. В ходе гражданской войны первый из них был сбит из ПЗРК 28 ноября 2012 года, а второй – два года спустя, 23 сентября, израильским ЗРК «Пэтриот», когда тот приблизился к границе с Израилем. В следующем году 11 июня потеряли третий Су-24МК, но подробности трагедии не сообщались.
В июле 2016 года ВВС Сирии получили из России первые два модернизированных фронтовых бомбардировщика Су-24М2, и с января следующего года помимо ФАБ-500, ОФАБ-250-270 и БЕТАБ-500 ШП летчики начали применять бомбы ОДАБ-500. Этот боеприпас (вакуумная бомба), по мнению многих специалистов, считается одним из самых эффективных в арсенале авиации.
Появление российского контингента в Сирии стало сенсацией. Внезапность на войне всегда была одним из главных условий победоносного завершения операций. Это позволило продемонстрировать всему миру, – но главное США, – что Россия – это не отсталая и управляемая держава, какой им хотелось ее видеть, а государство, способное активно участвовать в мировых процессах, отстаивая свои интересы.
Подготовка к этой операции началась с восстановления инфраструктуры авиабазы Хмеймим (Латакия). Это непростая задача в условиях боевых действий, тем более что делать все приходилось скрытно. Лишь после завершения подготовительных работ и обеспечения безопасности объекта и его личного состава туда стала прибывать боевая авиатехника. Для этого использовали транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-124-100, Ту-154Б-2 и Ту-154М. При этом только в 2015 году в ходе подготовки инфраструктуры аэродрома Хмеймим экипажи военно-транспортной авиации совершили 280 рейсов, перевезя 13 750 т грузов, включая технику, оборудование и продовольствие.
Основу самолетно-вертолетного парка авиабазы составили не только модернизированные «ветераны» Су-24М2, Су-25СМ и Су-27СМ3, но и новейшие Су-30СМ, Су-34 и Су-35С. В свою очередь, вертолетный парк был представлен боевыми Ми-24П, Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52. В боевых действиях принимали участие и самолеты корабельного базирования Су-33 и МиГ-29К. В качестве вспомогательных средств использовали вертолеты Ми-8АМТШ, самолеты Ан-72, беспилотники, а также разведчики Ил-22М и летающие радары А-50.
В проведении стратегических операций участвовали экипажи Дальней авиации на самолетах Ту-22М3М, Ту-95МСМ и Ту-160, причем экипажи первого из них наносили удары баллистическими бомбами, а остальные – крылатыми ракетами Х-101. Кстати, Ту-95МСМ способен брать на борт до шести Х-101 на внутренней револьверной установке и до восьми на внешней подвеске под крылом.
ВЫСОКОТОЧНЫЙ ПРИЦЕЛ
Но сенсация в Сирии крылась не только во внезапном появлении там российского контингента, но и в высокоточном применении обычных баллистических боеприпасов, высокая точность поражения целей которыми стала полностью неожиданной для противника.
Этого удалось достичь благодаря применению нового прицела. Дело в том, что для решения подобной задачи требовалось учитывать очень много параметров, включая высоту, истинную скорость самолета и баллистические характеристики боеприпасов, а также температуру и давление окружающего воздуха, угол сноса носителя и пр. Не менее важно знать и о положении боеприпаса при его отделении от бомбардировщика, поскольку существует взаимовлияние как сбрасываемого груза на самолет, так и самолета на груз. Путь этот давно известен, но реальная возможность решить поставленную задачу, причем с помощью вычислительных средств, находящихся на борту самолета, появилась лишь в середине 1990-х. Именно тогда компания «Гефест и Т» приступила к разработке специализированной вычислительной подсистемы СВП-24 с целью повысить боевой потенциал Су-24 на 25%, а годовые расходы на его эксплуатацию сократить на 17%. Поскольку в те годы страна находилась в глубоком кризисе, то ставка делалась на экспортное исполнение этой подсистемы. Поэтому первый ее вариант с ограниченными функциями предназначался для ВВС Алжира – его в 2001 году установили на Су-24МК. Для отечественных военных СПВ-24 изготовили в полном объеме и предъявили на госиспытания в Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны имени В.П. Чкалова (ГЛИЦ ВВС) в том же году. Использование СВП-24 повышает вероятность попадания в малоразмерное защищенное подземное сооружение почти на 30%, а вероятность поражения слабо защищенных наземных объектов бомбами средних калибров становится вдвое больше. Например, применение от 12 до 16 обычных бомб калибра 250 и 500 кг позволяет уничтожать до двух точечных целей.
Впоследствии это техническое решение нашло применение и на других машинах, включая бомбардировщики Ту-22М3М и Су-34.
К нанесению ударов по укрепрайонам и пунктам управления боевиков, районов их сосредоточения, а также по их бронетехнике и колоннам в Сирии ВКС РФ приступили в конце сентября 2015 года, когда правительство Асада контролировало лишь 15% территории страны. На тот момент авиационная группировка включала свыше 50 машин, в том числе по одной эскадрилье Су-24М2 и Су-25СМ (12 самолетов) и четыре Су-30СМ, а также вертолеты Ми-8 и Ми-24П. К декабрю авиационная группировка возросла примерно до 70 машин, в основном за счет ударных самолетов, но ненадолго – до февраля 2016 года.
Говоря об успехах авиационных ударов, следует отметить, что их основой была предварительная разведка и соответствующее целеуказание. Для этого широко применялись самолеты ДРЛОиУ А-50 (а их в Сирии, судя по публикациям в СМИ, было замечено аж четыре) и разведчик Ил-20М1, а также беспилотники «Орлан-10» и «Форпост» (в Сирии было развернуто около 120 таких аппаратов, позволявших почти непрерывно наблюдать за перемещениями бандформирований).
ФРОНТОВЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ СУ-24М2
В арсенал самолетов Су-24М2 помимо баллистических авиабомб, неуправляемых авиационных ракет (НАР) и встроенной пушки ГШ-6-23М входят управляемые ракеты Х-31А, Х-31П и Х-59М, корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр с телевизионной системой наведения, КАБ-1500Л с лазерным наведением и средства РЭБ.
В связи с началом операции российских ВКС в Сирии 30 сентября Минобороны США опубликовало данные о результатах операции «Непоколебимая решимость» на 29 сентября 2015 года: совершено 56 819 вылетов, уничтожено 10 684 целей. То есть на уничтожение одной цели у «непоколебимой» коалиции пришлось 5,32 самолето-вылета. Спустя месяц, 24 октября, представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков сообщал, что российская военная авиация за время операции в Сирии совершила 934 боевых вылета и уничтожила 819 объектов террористов. Подсчеты показывают, что на уничтожение одного объекта у нас пришлось 1,14 самолето-вылета.
Для сравнения приведем и другие цифры по использованию авиации американцами. Воздушную кампанию против террористов последние начали в августе 2014 года и за два месяца совершили 4100 вылетов (полеты остальных союзников по коалиции в тот период, по самым оптимистичным оценкам, составляют менее 15% от общего числа). То есть интенсивность полетов в начале и российской, и американской операции примерно одинакова, но целей у них поражено в 4,6 раза меньше. Вот вам и ответ на эффективность действия авиации США, а ведь применяли они в основном высокоточное оружие, а мы – баллистические бомбы и НАРы.
Однако войн без потерь не бывает, и даже на бумаге, планируя любую операцию, военные на основе статистических данных закладывают соответствующие потери. Были они и в Сирии. Так, за два года мы недосчитались двух Су-24М2. И если потерю первого из них 24 ноября 2015 года можно расценивать как удар в спину, то второй потерян исключительно по техническим причинам.
В первом случае Су-24М2 был сбит ракетой класса «воздух–воздух», выпущенной с истребителя F-16C турецких ВВС в районе сирийско-турецкой границы на высоте около 6000 м и упал в районе Байырбуджак (Латакия). Экипаж бомбардировщика катапультировался, но командир экипажа подполковник Олег Пешков был убит в результате обстрела с земли, тогда как штурман капитан Константин Мурахтин остался жив и приземлился вне зоны обстрела.
Вторая трагедия имела место спустя два года 10 октября, когда самолет не смог оторваться от ВПП и выкатился за ее пределы. События на борту развивались столь стремительно, что экипаж не успел воспользоваться средствами аварийного спасения.
Избежать же больших потерь в самолетах фронтовой бомбардировочной авиации нам удалось опять же благодаря подсистеме прицеливания СВП-24, позволяющей осуществлять точное бомбометание с высот, недосягаемых ни для малокалиберной зенитной артиллерии, ни для ПЗРК.
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СУ-34
Куда удачнее оказалось применение фронтового бомбардировщика Су-34, который по сравнению с предшественником обладает более широкими функциональными возможностями, а от тех, кто на нем летает, можно нередко услышать, что Су-34 – это истребитель-бомбардировщик и даже просто истребитель. Но проявить себя в качестве самолета воздушного боя Су-34 пока не довелось.
Мирные будни воинских частей, осваивавших новую машину, длились недолго: 28 сентября 2015 года шестерка Су-34 из 47-го смешанного авиаполка, лидируемая самолетом Ту-154, закрепленным за 223-м летным отрядом Министерства обороны, вылетела из Нальчика. Пролетев над Каспийским морем, Ираном и Ираком, авиагруппа совершила посадку на аэродроме Хмеймим.
Судя по тому, что первый боевой вылет Cу-34 состоялся спустя четыре дня (2 октября) после перелета в Сирию, летный состав начал знакомство с районом боевых действий задолго до этого события. Перелет этот непростой, поэтому экипажи боевых машин следовали за самолетом-лидером с очень опытным штурманом на борту.
Летела авиагруппа в Сирию по маршруту, проложенному еще в 1940 году. Тогда Советскому Союзу угрожали войной Англия и Франция, что вынудило перебросить в Закавказье несколько авиаполков Дальней авиации. В течение нескольких месяцев экипажи бомбардировщиков ДБ-3, летая над местностью без ориентиров, готовились для нанесения ударов по важнейшим военным базам и нефтяным терминалам Сирии, зависимой от Франции и снабжавшей нефтепродуктами вероятных противников. К счастью для нас, после оккупации Франции немецкими войсками ситуация на внешнеполитической арене быстро изменилась.
Но я немного отвлекся.
Спустя три дня, 5 октября 2015 года, Су-34 уже новой структуры Воздушно-космических сил (ВКС) РФ уничтожили штаб и пункт управления боевиков «Исламского государства» (ИГ, террористическая организация, запрещена в РФ. – «НВО») в окрестностях Дейр-хафир и Эль-баб в сирийской провинции Алеппо. В тот день с авиабазы Хмеймим было совершено 15 боевых вылетов Су-34, Су-24М2 и Су-25СМ. Впоследствии нагрузка на Су-34 и их экипажи заметно возросла.
23 ноября Су-34 уничтожили нефтеперерабатывающий завод, контролируемый террористами в 50 км южнее Ракки. А спустя неделю бомбардировщики впервые применили осколочно-фугасные авиабомбы ОФАБ-500 и корректируемые КАБ-500.
В канун нового 2016 года прошло сообщение, что в период с 28 по 30 декабря Су-34 нанес удар бетонобойными бомбами БЕТАБ-500 в районе города Ракка по зданию, где проходило совещание главарей боевиков.
На 22 февраля 2016 года на авиабазе Хмеймим находилось шесть Су-34 из 75 машин, принятых на вооружение в РФ к тому времени. Они выполняли не только плановые задания, но и работали в режиме свободной «охоты», самостоятельно обнаруживая и уничтожая цели. На борту одной из машин, вернувшихся в Россию, свидетели заметили 20 красных звездочек, означающих, что экипаж машины совершил 200 боевых вылетов.
9 августа 2016 года президент РФ Владимир Путин внес на ратификацию в Госдуму соглашение между Россией и Сирией о постоянной дислокации в Сирии авиационной группы ВС РФ, подписанное в Дамаске за год до этого. А еще через восемь дней экипажи Су-34 возобновили боевую работу в Сирии, взлетев с аэродрома в Иране и нанеся удар по террористам в сирийской провинции Дейр-эз-Зор.
Спустя две недели, 25 августа, экипажи Су-34 и дальних бомбардировщиков Ту-22М3 нанесли удары по исламистам в провинциях Алеппо, Дейр-эз-Зор и Идлиб. В результате «группового авиационного удара» было поражено пять крупных складов с вооружением, боеприпасами и горюче-смазочными материалами, лагеря подготовки боевиков, три пункта управления, а также уничтожено значительное число исламистов. При этом бомбардировщики прикрывали истребители Су-30СМ и Су-35С, взлетевшие с аэродрома Хмеймим. Все самолеты после успешного решения боевой задачи вернулись на свои базы. Это был кратковременный эпизод, но в Москве заявили, что не видят препятствий для использования в дальнейшем иранской инфраструктуры, в том числе авиабазы в Хамадане для нанесения ударов по террористам в Сирии.
18 января 2017 года ВКС России и Турции впервые провели совместную воздушную операцию против боевиков ИГ в пригородах населенного пункта Эль-Баб (провинция Алеппо). С нашей стороны привлекалось по четыре Су-24М2 и Су-25СМ, а также один Су-34, а с турецкой – по четыре F-16 и F-4. Перед нанесением ударов в пригородах Эль-Баба беспилотники «Элерон-3» и «Орлан-10», а также спутники оптико-электронной разведки выполнили доразведку, после чего военные двух стран согласовали 36 целей. В итоге в ходе первого этапа операции удалось уничтожить значительное количество живой силы и скоплений тяжелой техники врага.
После длительного перерыва 27 мая 2017 года экипажи Су-34 и Су-24М2 нанесли высокоточные сокрушительные бомбово-ракетные удары по колонне боевиков ИГ, двигавшейся из района Раки в сторону Пальмиры. Разбегавшихся бандитов зачищали экипажи ударных вертолетов Ка-52.
Сообщения об ударах с применением Су-34 продолжали поступать вплоть до середины декабря 2017 года, затем наступила пауза.
Вопросы же применения в Сирии других самолетов – Су-25СМ, истребителей и стратегических бомбардировщиков – мы рассмотрим в следующей публикации.
комментарии(2)
0
Борис 15:07 02.03.2018
Неприятно чувствовать себя профаном, но, что же делать, если разобраться в достоинствах и справедливости выводов публикации, неспособно без высшего технического образования. Но есть вещи, вполне доступные среднесуточному разумению, на основании когда-то слышанного, виденного или прочитанного. например, конструктора Галлая. Судя по его мемуарам, главным испытанием для авиации и авиаторов, является воздушный бой, а вовсе не бомбовые удары по наземным целям, хотя, разумеется, последнее тоже прини
0
Пётр 19:53 23.03.2018
От дяди Сэмы (псевдоним антихриста) получено благословение на сирийскую авантюру. Спасите свои души. Ряженные начали с развала Союза Афганом, а завершают развалом России на Донбассе с Сирией. Русские, на вече! // В целом, Донбасс с Сирией - это замес покруче Афгана! //