В «чериотеры» шли самые смелые и бесшабашные моряки. Фото с сайта www.iwm.org.uk
Вторая мировая война дала серьезный толчок развитию огромного количества образцов вооружений, военной и специальной техники, многие из которых и вовсе стали родоначальниками новых направлений в мировой истории оружия. Военно-морские вооружения не остались в стороне. В частности, широкое применение в годы войны получили групповые подводные носители (ГПН) и человекоуправляемые торпеды различных типов, в отношении которых в литературе часто применяется обобщенное наименование «человеко-торпеда», что не совсем верно.
Одними из представителей этого семейства стали британский ГПН Mk I «Чериот» (Chariot, в переводе с английского – «Колесница») и его модернизированный вариант Mk II «Терри Чериот» (Terry Chariot), которые активно применялись британскими спецназовцами на различных театрах войны. Последний же боевой эпизод, в котором приняли участие «чериотеры» (так называли водителей «Чериотов»), имел место 27 октября 1944 года: пара ГПН типа Mk II «Терри Чериот», выпущенных с борта ПЛ «Тренчант» (HMS Trenchant; командир – лейтенант-коммандер Э.Р. Хезлет), типа «Т», атаковала стоявшие в порту Пхукет на одноименном острове (сегодня – территория Таиланда) два грузовых судна, принадлежавших пронацистской Северной Италии: «Вольпи» (Volpi) и «Суматра» (Sumatra) водоизмещением соответственно 5272 и 4859 т.
ТРОПИЧЕСКИЕ КРАСОТЫ
В апреле 1944 года у «флотилии особого назначения», в которую свели все ГПН, появилась новая плавбаза – «номер 3» по секретному коду и «Вулф» (HMS Wolfe) по своему открытому имени. Ее командиром стал кэптен Дж.Э. Слотер, кавалер ордена «За выдающиеся заслуги». Через месяц плавбаза отправилась на Дальний Восток. На ее борту находилась группа из 14 «чериотеров» и нескольких техников, а также несколько ГПН типа «Терри Чериот». Командовал отрядом лейтенант-коммандер Джон Мак-Картер, уже отличившийся во время операций на Мальте.
Местом базирования отряда был выбран Тринкомали, что на северо-восточном побережье острова Цейлон. Сразу же после прибытия экипажи «Чериотов» приступили к тренировкам – ставили учебные магнитные мины на стоявшие неподалеку подлодки.
«После холодных шетландских вод, из которых они прибыли, тренировки казались действительно очень приятными, – читаем мы в культовой книге Чарльза Уоррена и Джеймса Бенсона Above Us the Waves. – Каждый с удовольствием наблюдал под водой проделки тропических рыб и чудесные краски морского дна. Здесь были белые и красные кораллы, серебристый песок, устилающий уступы подводных плато, извилистые провалы зубчатых скал, множество разнообразных подводных «цветов», колеблющихся в течениях и меняющих свою окраску при разных углах падения солнечных лучей, и другие чудеса, слишком многочисленные, чтобы о них рассказывать. Иногда это восхищение красотами моря мешало сосредоточиться на работе с торпедами».
Отработав в течение нескольких недель дневных тренировок навыки управления новыми «Чериотами», водители перешли к ночным тренировкам. Наконец командованию отряда была поставлена конкретная боевая задача – в течение шести недель атаковать два итальянских судна в гавани Пхукета. Четыре недели спустя Мак-Картер отобрал шесть человек – два основных и один резервный экипажи: саб-лейтенант Э. Элдридж и старшина С. Вулкотт, старшина У.С. Смит и матрос А. Браун, а в качестве резервного экипажа были назначены саб-лейтенант Р. Хиндсмарш и матрос У. Пэйн. После этого, по одним данным – четверо «чериотеров» основных экипажей, а по другим – все шестеро моряков, отобранных для операции в Пхукете, были направлены на трехдневные курсы выживания в джунглях, проводившиеся для летчиков британских ВВС примерно в 50 км к северу от Коломбо.
В числе прочего им выдали так называемые комплекты спасения, в которые входили кроме всего прочего средства для отпугивания акул, включая мазь, отбивающую запах, которой предполагалось смазывать костюм, лицевую маску и руки. «Впрочем, – писали Ч. Уоррен и Д. Бенсон, – даже если не использовать никаких отпугивателей, гротескная фигура, сидящая верхом на торпеде, сама по себе могла бы отпугнуть любую акулу».
В качестве носителя «Чериотов» была выделена ПЛ «Тренчант». Перед самой операцией в целях окончательной проверки два ГПН были выведены в море примерно на шесть миль (около 11 км) от рейда, где они в районе 20–21 часов отправились в «тестовый пробег». Причем у экипажа в составе Смита и Брауна он вышел весьма «богат» на события.
Еще при прохождении под первой линией бонового заграждения Браун почувствовал, что носовой зажим его дыхательного аппарата соскочил и провалился внутрь маски, поэтому, после того как «Чериот» поднялся на поверхность – уже за сетью, Браун открыл маску, чтобы исправить положение, надеясь, что Смит не будет погружаться сразу, но поставить зажим на место мокрыми руками он не смог и в конце концов закрыл маску. Но на этом «приключения» не закончились – при возвращении система управления их «Чериотом» по неизвестной причине пришла в неисправность и водитель, Смит, не смог ни изменить скорость, ни дать задний ход. Смит мог всплыть рядом с сетью, где находился страхующий их баркас с «Вулфа», но решил все же продолжать свой путь к ПЛ «Тренчант». Однако прежде, чем они смогли дойти до нее, имевшийся у них запас сжатого воздух полностью улетучился и водителям пришлось всплывать на поверхность и следовать дальше с открытыми масками своих дыхательных аппаратов. Но затем возникла новая проблема: как остановить «Чериот», поскольку сделать это традиционным способом – убрав скорость – было невозможно ввиду поломки. Смит и Браун совершили немало кругов вокруг подлодки-носителя, прежде чем смогли поймать в своих неуклюжих костюмах конец, брошенный им с «Тренчанта».
АТАКА
22 октября ПЛ «Тренчант» покинула Тринкомали, неся на борту два «Чериота» и четырех водителей, каждый из которых получил в качестве дополнительного комплекта снаряжения револьвер 38-го калибра с патронами, местную валюту, мешочек с 12 золотыми соверенами, напечатанную на шелке карту, кортик, набор хирургических игл и ниток (для зашивания ран), компас, ножовки, часы и капсулы с ядом (все это водители распихали по карманам, спрятав под водолазным костюмом).
Водители получили и особую записку на шелке, которая получила неофициальное название «Сиамская кровавая расписка» и представляла собой небольшой квадрат белого шелка, на котором были нанесены государственный флаг Великобритании и текст на нескольких восточных языках: «Я британский военно-морской офицер, который принимает участие в боевых действиях против японцев. Если меня поймают, я больше не смогу с ними сражаться, поэтому прошу Вас укрыть меня и обеспечить продовольствием, пока я не смогу воссоединиться с нашими военными силами. Если вы поможете мне, снабжая меня едой и укрывая в безопасности до прихода нашей армии в Малайю, вы заслужите благодарность моего правительства, которое даст вам большую награду, и я уполномочен выдать вам в этом расписку».
Переход морем в район Пхукета длился пять суток, 27 октября подлодка была уже на месте и на расстоянии примерно 11 км от входа в гавань Пхукета, находясь на перископной глубине, в районе 20 часов выпустила оба «Чериота». Цель экипажа Элдриджа – судно «Суматра» – находилась почти у самого входа в гавань, а судно «Вольпи», назначенное для экипажа Смита, стояло почти в самом конце гавани.
В случае с экипажем Элдриджа все прошло как по маслу – они беспрепятственно вошли в гавань, на расстоянии около 400 метров от «Суматры» погрузились и подошли прямо под днище судна, после чего разместили на нем заряд и спокойно покинули гавань. А вот с другой боевой парой вновь не обошлось без чрезвычайных происшествий – как только Смит с Брауном погрузились и стали проводить дифферентовку аппарата, второй номер почувствовал, что его шлем пропускает воду, и за несколько минут он промок, что называется, до нитки. Были, с другой стороны, и приятные моменты – на входе в гавань и в самой гавани не было никаких противолодочных или противоторпедных сетей, что чрезвычайно облегчало деятельность «чериотеров». Да и охрана вообще была организована из ряда вон плохо, что тоже отнюдь не мешало британским спецназовцам.
«Смита немного беспокоило фосфоресцирование воды, взбиваемой винтом, – писали позже Ч. Уоррен и Д. Бенсон. – Это было особенностью тропических вод, к которой ни один из них еще не успел привыкнуть. Когда настало время нырять, они оставались под водой на протяжении примерно 400 ярдов, затем медленно всплывали, каждый раз сверяя курс и оценивая обстановку в целом. Эта часть похода казалась медленной, и действительно они отклонялись от курса сильным встречным течением. Однако методом проб и ошибок они в конце концов вышли на позицию примерно в 300 ярдах от цели и погрузились для атаки. Вскоре они смогли увидеть, как появляется темный силуэт корпуса, и, остановив двигатель, плавно скользнули к нему на глубину в 20 футов».
СМЕЛОСТЬ ГОРОДА БЕРЕТ И СУДА ТОЖЕ
Водителям предстояло разместить «боеголовку» вертикально в средней части днища судна – наилучшим образом, если в районе машинного отделения, однако при том положении полузатопленного судна-цели, в котором оно находилось, выполнить это оказалось делом просто невозможным – они банально не могли втиснуться в имевшееся пространство. Водители отвели «Чериот» в сторону, затем повторили попытку, но вновь безрезультатно. Тогда Браун спешился и пошел проверять днище судна более тщательно. Через несколько минут он вернулся и показал Смиту знаками, что прикрепить «боеголовку» к днищу судна нет никакой возможности, так что, подвсплыв и пройдя вдоль борта судна, «чериотеры» прикрепили заряд к какому-то палубному устройству – верхняя палуба судна находилась почти вровень с поверхностью воды. Однако заряд сорвался, и Браун, поймавший его, решил отнести его в машинное отделение, причем взрыватель-то уже был установлен в рабочее положение.
«Часовой взрыватель отмечал его шаги вниз, в машинное отделение, – пишут авторы книги Above Us the Waves. – Если ему и было жутко в своем одиноком путешествии в машинное отделение с тикающим снарядом в руках, Браун никогда не упоминал об этом в своих рассказах потом. Возможно, он больше был озабочен своим несколько дискомфортным состоянием. Его скафандр был полон воды, а рука ужасно кровоточила от пореза, полученного, когда он споткнулся, пытаясь прикрепить заряд. Последующее падение разорвало его лицевую маску и поранило макушку. Через дыру в резине он мог ощупать свои слипшиеся от крови волосы».
Обычно отход от цели заключался в том, чтобы проследовать под водой, на глубине порядка 10–15 футов (около 3–5 м), примерно около мили (1852 м) и затем уже всплывать на поверхность. Смит и Браун решили не отступать от тактических наработок своей флотилии, но вскоре Смит стал задыхаться, и им пришлось всплыть на поверхность. Оказалось, что его дыхательный аппарат поврежден и его рот оказался сильно обожжен натровой известью. Пришлось идти обратно в надводном положении, приблизительно через полтора часа – где-то в третьем часу ночи – они увидели «Тренчант», а чуть позже заметили и приближающийся к подлодке-носителю «Чериот» под командой Элдриджа. После этого оба «Чериота» были затоплены, их водители доставлены на борт подлодки и «Тренчант» отправилась в обратное плавание. Причем во время доставки водителей на борт субмарины неожиданно выяснилось, что Браун совершенно не умеет плавать – этот факт он умело скрывал все три года службы в отряде «чериотеров».
Ровно в шесть утра взорвалась жертва Элдриджа и Вулкотта, а пятью минутами позже – подорвалось и второе судно. По воспоминаниям очевидцев, субмарина оставалась в районе Пхукета до взрыва зарядов. Взрывы были различны: первый сопровождался резким выбросом и судно как бы подскочило вверх, а второй был значительно менее заметным, будто бы вся его энергия ушла наружу в горизонтальном направлении.
На базу «Тренчант» прибыла через три недели, атаковав по пути вражеский конвой, где «чериотеры» с удивлением обнаружили, что их группа собирает снаряжение и готовится к отбытию в Великобританию – командование решило прекратить применение «человеко-торпед» на Тихом океане. Как указано в книге Чарльза Крукшенка SOE in the Far East, вышедшей в издательстве Oxford University Press в 1983 году, в приказе Адмиралтейства указывалось: «Несмотря на то что здесь имеется множество потенциальных целей, ни в одном случае не обеспечивается возможность успешной эвакуации экипажей «Чериотов», что является весьма важным условием в войне с негуманным противником».
Оставшимся без работы водителям и водолазам ГПН были предложены должности в других подразделениях, а история подводных «колесниц» на этом закончилась.
комментарии(0)