0
12731
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

24.08.2018 00:01:00

Стремительный бросок

Действия российских Воздушно-десантных войск в Абхазии и Южной Осетии в августе 2008 года

Анатолий Цыганок

Об авторе: Анатолий Дмитриевич Цыганок – полковник в отставке, кандидат военных наук, член-корреспондент Академии военных наук, член Союза писателей России, лауреат Премии имени А.А. Свечина.

Тэги: южная осетия, абхазия, война, 8 августа 2008, грузия, артобстрел, направления ударов, вдв, авиация, украинские зрк, трофеи


южная осетия, абхазия, война, 8 августа 2008, грузия, артобстрел, направления ударов, вдв, авиация, украинские зрк, трофеи Российские десантники действовали четко, слаженно и в высшей степени эффективно. Фото РИА Новости

Прошло 10 лет со времени войны Грузии с Южной Осетией. Как правило, в российских средствах массовой информации и профильной литературе подробно пишут и говорят о действиях миротворцев, авиации, флота, активно – о действиях двух разведывательных взводов чеченцев и достаточно невнятно – о действиях Воздушно-десантных войск (ВДВ), в действительности выполнивших основную задачу.

НАПРАВЛЕНИЯ УДАРА

Действия российских Воздушно-десантных войск в войне 2008 года надо рассматривать на двух отдельных направлениях: югоосетинском и абхазском.

На югоосетинском направлении десантирование было осуществлено самолетами военно-транспортной авиации на аэродром Беслан (Владикавказ).

В первом эшелоне группировки ВДВ находились: оперативная группа управления Штаба ВДВ под руководством начальника воздушно-десантной подготовки, заместителя командующего Воздушно-десантными войсками генерал-майора Вячеслава Борисова; оперативная группа управления 76-й гвардейской десантно-штурмовой Черниговской Краснознаменной дивизии (Псков, командир дивизии – генерал-майор Александр Колпаченко); бронетанковая группа 3/104 десантно-штурмового полка (командир полка – полковник Геннадий Анашкин); часть артиллерии дивизии (1140-й артиллерийский полк); 175-я отдельная разведывательная рота, а также группа технического обеспечения от 7-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона.

Во втором эшелоне действовали: 76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия (заместитель командира дивизии – полковник Андрей Красов); бронетанковая группа 2/234 десантно-штурмового полка (командир полка был в отпуске, не успел прибыть); 1140-й артиллерийский полк; группа медицинского обеспечения от 3996-го военного госпиталя; группа тылового обеспечения от 1682-го отдельного батальона материального обеспечения; усиленный батальон 45-го отдельного гвардейского разведывательного ордена Александра Невского полка спецназначения (Кубинка-1, командир полка – полковник Александр Шулишов).

В свою очередь, в третьем эшелоне находилась оперативная группа управления 98-й гвардейской воздушно-десантной Свирской Краснознаменной ордена Кутузова 2-й степени дивизии (Иваново, командир дивизии – генерал-майор Александр Ленцов). Дивизия действовала в составе: бронетанковая группа 217-го гвардейского парашютно-десантного полка (командир полка – полковник Дмитрий Глушенков) 98-й воздушно-десантной дивизии; бронетанковая группа 2/104 десантно-штурмового полка 76-й десантно-штурмовой дивизии.

Десантирование на абхазском направлении было осуществлено самолетами военно-транспортной авиации на аэродром Бабушары. В первом эшелоне группировка ВДВ здесь действовала в составе: группа Генерального штаба ВС РФ во главе с начальником управления боевой подготовки Сухопутных войск РФ генерал-лейтенантом Владимиром Шамановым; управление штаба ВДВ с командующим ВДВ генерал-лейтенантом Валерием Евтуховичем; 31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая ордена Кутузова 2-й степени бригада (Ульяновск, командир бригады – полковник Алексей Рагозин); отряд спецназначения (подполковник Владимир Селиверстов); сводный батальон (подполковник Анатолий Заровский) 45-го отдельного гвардейского разведывательного ордена Александра Невского полка спецназначения.

Во втором эшелоне находились войска, перебрасываемые морем и по железной дороге. В первом случае из Новороссийска на больших десантных кораблях «Цезарь Куников» и «Саратов» перебрасывались: оперативная группа управления 7-й гвардейской десантно-штурмовой (горной) Краснознаменной ордена Кутузова 2-й степени дивизии (Новороссийск, Краснодарский край, командир дивизии – полковник Владимир Кочетков), а также батальонная тактическая группа 2/108-го десантно-штурмового полка дивизии (командир полка – Сергей Баран). Всего – свыше 500 военнослужащих и около 100 единиц техники.

Железнодорожным транспортом перебрасывались: бронетанковая группа 3/108 гвардейского десантно-штурмового ордена Красной Звезды полка (Новороссийск); бронетанковая группа 247-го гвардейского десантно-штурмового Кавказского казачьего полка (Ставрополь, командир полка – полковник Алексей Наумец); 1141-й гвардейский артиллерийский полк (Анапа, командир полка – Алексей Шубин); часть сил 7-й гвардейской десантно-штурмовой (горной) дивизии.

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Успешным действиям ВДВ способствовало то, что в июне-июле 2008 года в Северной Осетии были проведены дивизионные командно-штабные учения. Офицерский состав хорошо ознакомился с местностью. Десантники тщательно изучили все дороги, ведущие к Рокскому тоннелю. Механики-водители получили очень нужную практику передвижения в условиях горной местности. Вероятно, поэтому во время этого ночного марша не было ни одной поломки и ни одной задержки. Марш в сторону Цхинвала десантники совершили намного лучше, чем те части и подразделения окружного и центрального подчинения, которые в учениях не участвовали.

Аксиома, что все войны начитаются неожиданно. Так и война с Грузией. После проведенных в июле 2008 года учений новая техника – БПМ-3 – на момент начала войны находилась в эшелонах и следовала к местам постоянной дислокации Псков, Ульяновск, Иваново, Кубинка. В ВДВ использовали технику, находящуюся на хранении, отсюда и большое количество устаревшей техники, принимавшей участие в боях.

Однако подготовка и боевая выучка десанта оказались на высоте. Части и подразделения 76-й дивизии, действуя в качестве передовых обрядов сухопутной группировки войск, решительно и быстро вошли в город Гори, блокировали 1-ю пехотную бригаду, изъяли оружие и боеприпасы, а также создали условия для продвижения на Тбилиси. Одновременно 7-я десантно-штурмовая (горная) дивизия была переброшена на больших десантных кораблях по морю, высадилась в районе Сухума и начала действовать в направлении Гали–Зугдиди–Сенаки. В последующем десантная группировка на Абхазском направлении была усилена по железной дороге и по воздуху.

Сильная сторона российских Воздушно-десантных войск – готовность к контактному бою, когда надо биться лицом к лицу. Контрактники при этом отработали на 150%. Один выстрел со стороны противника вызывал с нашей стороны море огня из всех видов оружия. Поэтому любая попытка огневого воздействия на нас заканчивалась практически мгновенным уничтожением этой огневой точки. У противника не было времени, чтобы опомниться и принять какое-либо решение. Грузинские командиры, которые находились на месте ведения боя, были либо уничтожены, либо деморализованы, а старшие командиры, вероятно, ничего не могли понять. Плотность нашего огня и особенно те непрекращающиеся взрывы на базе в Вариани действительно могли создать впечатление, что наступают две полноценные десантные дивизии. Ведь когда начался бой у базы, в дело почти сразу были брошены грузинские резервы. Грузинское командование в первую очередь бросало в бой те подразделения, которые были рядом. Они подходили с одной стороны, с другой. А что делать дальше, грузинские командиры, судя по всему, не знали. И при всем этом боеприпасов, оружия и техники в этом районе было собрано просто невероятное количество! Это стало понятно, когда мы подсчитали свои трофеи.

Боевые действия высветили ряд проблем Воздушно-десантных войск, начиная от нехватки средств разведки и связи. Космических и воздушных разведывательных снимков вообще не было. Тактические снимки от беспилотников не поступали. Данные радио- и радиотехнической разведок были недоступны. Воздушно-десантные войска надеялись только на свою собственную разведку. Из-за нехватки командно-штабных машин возникали сложности с управлением (большая часть КШМ обеспечивала управление командующим ВДВ генерал-лейтенантом Валерием Евтуховичем на второстепенном направлении).

В горной местности десантники испытывали большие проблемы со связью. Практически полное отсутствие связи вынудило командующего группировкой Воздушно-десантных войск в Южной Осетии и Грузии на южноосетинском направлении генерала Вячеслава Борисова использовать «фельдъегерскую почту». Полковник – офицер оперативного отдела штаба ВДВ – на вертолете, летящем на малой высоте, находил десантников на марше, высаживался с вертолета и по ходу марша ставил или уточнял задачу.

Операция по принуждению Грузии к миру особенно наглядно показала недостаточность сил армейской авиации. Если сил для переброски батальонных тактических групп десантников в район конфликта самолетами военно-транспортной авиации потребовалось всего двое суток, то для поддержки войск в ходе боевых действий сил армейской авиации оказалось явно недостаточно. Будь у Воздушно-десантных войск такая поддержка, путь от Рокского тоннеля до Цхинвала можно было бы преодолеть значительно быстрее (задержка была от 12 до 16 часов).

Министр обороны РФ Игорь Сергеев также внес вклад в принижение роли и оперативных возможностей ВДВ, передав всю имевшуюся армейскую авиацию Сухопутных войск под начало ВВС. В общей сложности было передано более 20 вертолетных полков, 10 баз хранения вертолетов и Сызранское вертолетное училище, что значительно снизило мобильность ВДВ. Из-за недостаточности вертолетного парка в ходе наступления и действий в глубине грузинской обороны вертолетные десанты не применялись.

Кроме того, на югоосетинском направлении не применялись вертолеты – постановщики помех, подавляющие грузинские средства ПВО. На абхазском направлении с началом боевых действий вдоль границы повисли вертолеты – постановщики помех, и средства ПВО противника лишились возможности эффектной работы.

Воздушно-десантные войска доказали, что дивизионная система имеет высокую управляемость, а сами ВДВ являются резервом Верховного главнокомандующего. Генерал-лейтенант Владимир Шаманов, будучи начальником управления боевой подготовки Сухопутных войск, добился того, что войска не будут переводиться с дивизионной на бригадную систему и не будут сокращаться. Наоборот, они усилятся и структурно, и по численности. Для ВДВ нет острой необходимости переходить на бригадную систему. Для бригады аэродромная группа – батальон, а не полк, как для дивизии. Таким образом, аэродромную группу будет возглавлять командир батальона (в звании от капитана до подполковника, возможно, и без академии), что может негативно сказаться на выполнении боевой задачи.

ПОТЕРИ И ТРОФЕИ

Потери ВДВ в ходе боевых действий составили: в бронетанковых группах 2/104 десантно-штурмового полка и 2/234 десантно-штурмового полка 76-й ДШД были убиты заместитель командира 4-й десантно-штурмовой роты старший лейтенант Алексей Пуцикин и старший сержант Владимир Егоров, а еще 11 человек получили ранения.

В ходе проведения разведывательно-поисковых действий в военном городке пехотной бригады, бронетанковой бригады и артиллерийской бригады бронетанковой дивизии в городе Гори российские десантники захватили брошенную военную технику, оружие и боеприпасы, а также специальную аппаратную 1-й пехотной бригады ВДВ Грузии.

Захваченные документы: карта «План захвата Цхинвали» командира 1-й пехотной бригады; карта «План Цхинвали с указанием основных объектов инфраструктуры»; диски 10-й горной дивизии США (на английском языке); план охраны и обороны 1-й пехотной бригады; наставление по тактической маскировке техники (США); калька «План захвата Абхоции»; калька «План перегруппировки 1-й пбр на границе с Абхазией»; калька «Задачи 1-й пбр в наступлении в районе Абхазии»; исторический формуляр 1-й пбр; шифроблокноты и ключевые документы.

Вооружение и боевая техника, захваченные нашими десантниками: танки Т-72 – 53; БМП-2 – 7; боевые машины пехоты ПП (типа «Кливер») – 16; многоцелевой легкий бронированный тягач – 1; самоходные артиллерийские орудия 2С5 «Гиацинт» – 2; самоходное артиллерийское орудие французского производства – 1; гаубицы Д-30 – 19; противотанковые пушки МТ-12 – 2; 30-мм пушка 2А42 – 1; зенитные ракетные комплексы «Оса» – 5; инженерная машина разграждения – 1; штабные машины – 5; мастерская технического обслуживания МТО-80 – 1; спаренная зенитная артиллерийская 23-мм установка ЗУ-23-2 – 1; переносные зенитные ракетные комплексы 9П51 «Игла-С» – 4; переносные зенитные ракетные комплексы «Стрела-3» – 11; пусковые установки переносных противотанковых ракетных комплексов «Фагот» 9П135 – 3; 120-мм минометы – 4; 82-мм минометы – 1; 60-мм минометы – 3; автомобили Урал-4320 – 2, ЗИЛ-130 – 4, ГАЗ – 1, «Лендровер» – 3, тягачи МАЗ – 3, и др.

Стрелковое оружие: гранатометы РПГ-7 – 30; 40-мм гранатометы – 2; гранатометы ГП-25 – 5; гранатометы РПГ – 22; автоматические станковые гранатометы АГС-17 – 10; винтовки СВД – 8; винтовки М4 – 336; винтовки М15 – 19; винтовки – 5; автоматы АКМС-У – 56; автоматы калибра 5,45 – 20; пулеметы РПК-74 – 5, РПК – 2, ПКТ – 9, ПКМ – 3; 12,7-мм пулеметы НСВТ – 9.

Было захвачено множество боеприпасов: противотанковые мины – 52 штуки (уничтожены); артиллерийские снаряды разных калибров – 8016 штук; 120-мм реактивные снаряды М-21 – 1500 штук; тротил – 2,966 т; пластит – 175 кг; граниты Ф-1 – 96 ящиков; гранаты РПК-22 – 35 штук; гранаты РГД-5 – 640 штук; 30-мм снаряды – 200 ящиков; 120-мм мины иностранного производства – 526 ящиков. Также российским десантникам достались различные средства связи: комплекты радиостанций HARRIS (переносные) – 80 комплектов; комплекты радиостанций HARRIS (возимые) – 80 комплектов; зарядные устройства – 10 комплектов.

Грамотный командир, отличные солдаты, молниеносный удар, немного везения. Вот такие командиры и должны создавать современную Российскую армию и командовать ею.        


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
689
Против санкций и расстояний

Против санкций и расстояний

Андрей Гусейнов

Бизнес разработал новые решения и продукты для гражданской авиации

0
1448
Тбилиси встал на защиту традиционных ценностей

Тбилиси встал на защиту традиционных ценностей

Артур Аваков

Оппозиция обвиняет "Грузинскую мечту" в антиевропейских взглядах

0
2662
От радикального западничества к осознанному патриотизму

От радикального западничества к осознанному патриотизму

Арчил Сихарулидзе

Грузия накануне парламентских выборов

0
2451

Другие новости