Аварийность в наших Воздушно-космических силах (ВКС) для мирного времени довольно высока. Особенно в последние годы. Главной по-прежнему остается трагедия Ту-154Б-2 над Черным морем. Прошло свыше двух лет, а ответа до сих пор никто не дал. Складывается впечатление, что Минобороны хочет уйти от ответственности, хотя по большому счету причины катастрофы понятны. А тут еще два страшных события, унесших жизни шести военнослужащих, потеряны три дорогостоящих машины, которые в ВКС можно пересчитать по пальцам.
Как следует из первого сообщения МО РФ, 22 января после выполнения планового учебно-тренировочного полета при посадке на аэродром Оленья потерпел катастрофу дальний бомбардировщик Ту-22М3. При подходе к ВПП машина попала в снежный заряд и совершила жесткую посадку с последующим ее разрушением. Судя по последствиям, это была не посадка в ее классическом понимании, а удар с перегрузкой не менее пяти единиц, приведший к разрушению самолета и гибели трех членов его экипажа. Следует заметить, что посадка летательного аппарата считалась и будет считаться самым сложным и ответственным этапом полета. Произойти же такое могло лишь в случае резкого ухудшения видимости, не позволившего начать своевременное выравнивание машины перед ее касанием ВПП. Благо, что местных жителей это не коснулось.
Говорить о причинах трагедии преждевременно, но она напомнила о другом похожем событии. 13 июня 1958 года около границы аэродрома Научно-испытательного института ВВС в подмосковной Чкаловской потерпел катастрофу самолет-разведчик Ту-16Р авиации Северного флота, совершавший очередной полет по программе контрольных испытаний.
С утра погода была хорошей, но к обеду сгустились облака и пошел мелкий дождь. В те годы суббота была коротким рабочим днем, и сотрудники института собирались домой. Возможно, в связи с ухудшением погоды руководитель полетов дал команду командиру самолета капитану В.И. Волкову прекратить выполнение задания и вернуться на аэродром.
Завершив последний разворот, тяжелая машина заходила на посадку со стороны города Щелково. В это время небольшой дождь перешел в ливень, снизивший видимость до 50 м. Механические стеклоочистители («дворники») с потоками воды, стекавшей с лобовых стекол кабины пилотов, не справлялись. Оставалась надежда на систему слепой посадки «Глобус».
Вот уже промелькнул железнодорожный мост и шоссе старого переезда, но высота оказалась катастрофически малой. Самолет стал цеплять тележками шасси крыши домов деревни Хотово и рухнул в поле за околицей. Самолет загорелся и, как разнесло сарафанное радио, возник пожар с последовавшими взрывами боекомплекта для пушек. Акт по результатам расследования катастрофы, у которой так много общего с событием января с.г., до сих пор под грифом «секретно».
Тогда погибли экипаж и восемь местных жителей. Рассказывали, что погиб и один из пожарных, прибывших на место трагедии. А что мог сделать экипаж, когда погодный минимум командира – 500 м до нижней кромки облаков и видимость не менее 5 км по горизонту.
Вся ответственность за происшедшее легла на командование института. От должности отстранили начальника НИИ ВВС 49-летнего Героя Советского Союза генерал-лейтенанта А.С. Благовещенского, заместителя начальника НИИ ВВС по летной части Героя Советского Союза полковника В.А. Иванова и начальника политотдела института Клокова. Кому на этот раз дадут по шапке, неизвестно.
Надо сказать, что это был не единственный случай в истории Чкаловского аэродрома, связанный с гибелью местных жителей. В частности, перед войной на деревню Жарково упал учебный самолет УСБ, а в 1940-м вскоре после взлета на группу детей из детсада, гулявших на лужайке около деревни Хотово, рухнул двухмоторный многоцелевой самолет «100». Жителей деревень Жарково и Хотово оперативно переселили, но в ХХI веке на месте снесенных домов в Щелково вновь появились постройки, на этот раз склады, вплотную приближающиеся к границе аэродрома. Похоже, хозяева этих строений плохо представляют себе опасность подобного соседства. А гарантию, что трагедия не повторится, им никто не даст.
комментарии(0)