Британские вертолеты сыграли большую роль в битве за остров Южная Георгия.
В этом году исполняется 40 лет одной из самых известных войн второй половины ХХ века – конфликту между Аргентиной и Великобританией за Фолклендские острова в Южной Атлантике (аргентинцы именуют их Мальвинскими).
Стремительный захват этих островов аргентинскими войсками в начале апреля 1982 года стал полной неожиданностью для Лондона. Однако, быстро взяв себя в руки, британское руководство приступило к разработке плана ответных действий. Уже 17 апреля на контролируемом британцами острове Вознесения прошло совещание под руководством адмирала Джона Филдхауса. А 20 апреля военный кабинет британского правительства принял решение отвоевать все захваченные аргентинцами острова. Первый удар решили нанести по острову Южная Георгия, создав впоследствии на нем передовую базу британских экспедиционных сил. Операция, утвержденная в целом еще до упомянутого совещания, получила название Paraquet, но британские военные дали ей неофициальное название Paraquat – по названию сильного гербицида для удаления сорняков и травы. Британцы считали, что они сметут аргентинцев с острова, словно сорняки с грядки. Но вышло не совсем так.
ИМЕНЕМ КОРОЛЕВЫ
По плану операции 12 апреля от острова Вознесения на Южную Георгию ушла оперативная группа № 319.9 под командованием капитана Брайана Янга: эсминец УРО «Антрим» типа «Каунти», фрегат «Плимут» типа «Ротсей» с двумя группами военно-морского спецназа на борту и танкер-заправщик «Тайдспринг», на котором находилось полторы сотни британских морских пехотинцев. 14 апреля к ним присоединилось судно ледовой разведки «Эндуранс».
Кен Коннор, ветеран SAS (специальная авиадесантная служба), писал в своей книге «Призрачные войска: секретная история SAS»:
«Говоря по правде, этот остров никоим образом не представлял из себя объект стратегического значения. Он стал первой целью лишь по двум причинам: во-первых, надо было восстановить серьезно подорванный престиж метрополии и показать всем «кто здесь хозяин»; а во-вторых, благодаря малочисленности аргентинского гарнизона и его достаточно сильной оторванности от основных сил остров представлял собой идеальную цель для атаки – его можно было быстро и с минимальными потерями захватить, заткнув рты политическим противникам Тэтчер в Лондоне».
Остров Южная Георгия упоминал еще лондонский купец Энтони де ля Роше в 1675 году. Но официально он был открыт и впервые исследован английским мореплавателем Джеймсом Куком, который в 1775-м назвал его в честь короля Георга III. В 1908 году статус острова как «частицы Британской короны» был подтвержден еще раз. Однако Аргентина не раз высказывала притязания на владение этим островом, имевшим для обоих государств стратегическое значение.
С географической точки зрения Южная Георгия – сравнительно небольшой остров площадью около 3900 кв. км. Крупнейшее поселение – городок Грютвикен. Наивысшая точка – гора Паджент (2924 м). Когда-то остров был центром китобойного промысла, но последние китобойные станции были закрыты здесь в декабре 1965-го.
Вот за этот клочок суши и развернулось весной 1982 года полное драматизма сражение.
СПЕЦНАЗ ЗАНИМАЕТ ПОЗИЦИИ
19 апреля, за двое суток до подхода оперативной группы, в район Южной Георгии прибыла британская многоцелевая атомная подводная лодка «Конкэрор». 20 апреля над островом несколько раз пролетел британский самолет-заправщик типа «Виктор».
Вскоре после этого с дизель-электрической подводной лодки (ДПЛ) «Оникс» типа «Оберон» на штурмовых лодках типа «Джемини» на рекогносцировку отправилась группа спецназовцев (по разным данным, от 12 до 14 человек) из состава SBS (военно-морской спецназ). Группа еще 5 апреля вылетела с острова Вознесения на военно-транспортном самолете С-130. Недалеко от Южной Георгии англичане, одетые в легководолазное снаряжение, десантировались на воду, после чего их подобрала ДПЛ «Оникс».
В ряде источников указывается, что группа SBS вылетела с острова Вознесения 20 апреля, но это неверно. С указанного острова в указанное время вылетела аналогичная по составу группа бойцов SAS – другой британской спецслужбы. Она также была доставлена в район боевых действий на самолете С-130, но ее подобрали надводные корабли.
Основные же силы британского спецназа, которым и предстояло отвоевывать Южную Георгию, – 66 бойцов из роты «D» 22-го полка SAS – 4 апреля были переброшены на остров Вознесения. Туда также прибыли 14 связистов и 25 т вооружения и снаряжения со склада в штаб-квартире SAS в Херефорде. Погрузившись на корабли, рота «D» отправилась морем в направлении Южной Георгии.
Интересно, что только на судне «Эндуранс» спецназовцы получили в свое распоряжение первые достоверные и сравнительно полные данные о том, что на самом деле произошло в Южной Атлантике и какова оперативная обстановка в районе операции. Тогда же обнаружилось, что имеющиеся в распоряжении британских военных карты Фолклендов совершенно непригодны для использования. Во-первых, они очень старые, а во-вторых, не годятся по масштабу и степени подробности. А карт Южной Георгии в наличии не оказалось вовсе!
«Лишь у команды «Эндуранса» нашлись схемы-планы Грютвикена, Лейта, Стромнеса, Хасвика (селения и урочища Южной Георгии. – В.Щ.) и британской антарктической исследовательской станции в Кинг Эдвард Пойнт, – вспоминал Кен Коннор. – Также из предоставленных моряками лоций спецназовцы смогли почерпнуть полезную информацию о районах побережья островов, о прибрежных течениях и приливно-отливном режиме».
Когда аргентинцы захватили Южную Георгию, из «разумных» обитателей на острове находились только сотрудники британской антарктической станции и киногруппа, снимавшая фильм о местной природе. Но британское командование ничего не знало о том, что за «рабочие» высадились на острове еще до оккупации и какие силы аргентинских войск захватывали остров. Не было и информации о том, перебрасывались ли туда после оккупации дополнительные силы противника.
Командование SAS предположило, что противник займет оборону на подготовленных позициях в районе бывшей китобойной станции в Лейте. А также в районе Грютвикена, где находились постройки британской антарктической станции.
ДВОЙНОЕ КРУШЕНИЕ СО СЧАСТЛИВЫМ КОНЦОМ
Большая часть острова покрыта ледниками, что сильно осложняло действия крупных сил, поэтому англичане решили добывать победу «не числом, а умением». Хотя погода была отнюдь не благоприятная – сильный переменчивый ветер, буран и вьюга, в середине дня 21 апреля группа из 19 спецназовцев SAS, облаченных в арктические камуфлированные спецкостюмы, была высажена вертолетами «Уэссекс» на ледник Фортуна в северо-западной части острова. В задачу группы входила разведка местности и выявление опорных пунктов обороны противника. Но погода дала себя знать: разведгруппа за пять часов смогла преодолеть всего полкилометра.
Летчики были главными героями сражения за Фолкленды. Фото Владимира Карнозова |
Утром на выручку замерзающим спецназовцам были отправлены три вертолета «Уэссекс» из состава 845-й авиаэскадрильи британских ВМС, взлетевших с эсминца УРО «Антрим» и с танкера-заправщика «Тайдспринг». Но ледник Фортуна совершенно не оправдал свое название – спасательная операция едва не обернулась трагедией.
Вначале вертолетной группе пришлось возвращаться на корабли для дозаправки. Затем вертолетчики нашли спецназовцев и взяли их на борт. Первые два вертолета взлетели с ледника нормально, но третий – вертолет лейтенанта Майкла Тидда – разбился при взлете. Поднятая несущим винтом снежная пыль резко ухудшила видимость, и пилот допустил ошибку. К счастью, обошлось без жертв.
Две другие «стальные стрекозы» вновь сели на ледник, сбросили часть горючего и снаряжения, перераспределили спецназовцев между собой и вновь взмыли в воздух. Однако перегруз сказался, и после взлета пилот второго вертолета также не справился с управлением и тоже упал на ледник.
«Потеряв визуальную ориентацию, наш пилот инстинктивно добавил мощности и задрал нос вверх, но было слишком поздно, – вспоминал в интервью участник рейда, бывший боец SAS Марк Эстон. – Правое колесо задело край расщелины, накренив «Уэссекс» набок и вонзив кончики лопастей несущего винта в ледник. Чудо, что лопасти не разнесли кабину на куски вместе с нами внутри, но лед и снег сработали как амортизатор. Если бы вертолет ударился о твердую землю или камень, лопасти отломились бы назад, и погнутый металл превратил бы нас в фарш.
Все это, казалось, происходило в замедленной съемке, как в автомобильной катастрофе: мы наполовину скользили, наполовину врезались в склон ледника. Без сомнения, сказались мастерство и реакция пилота, а также то, что член экипажа настоял, чтобы все мы были пристегнуты ремнями перед взлетом. В итоге, когда корпус вертолета, скользя в облаке осколков льда и визжащего металла, наконец остановился, все мы приземлились друг на друга».
Британцам повезло и на этот раз: жертв при крушении не было.
Оставшийся вертолет продолжил путь, доставил свою партию эвакуируемых на борт корабля, а затем вернулся и забрал остальных бойцов. Когда пилот взлетал второй раз с ледника, на его борту находились 17 человек – на 12 больше, чем положено по правилам безопасности. Перегруз был настолько значительным, что вертолетчикам пришлось сажать свою «стрекозу» на палубу корабля не обычным способом, а по-самолетному, фактически на брюхо.
КАТАСТРОФИЧЕСКАЯ МОРСКАЯ РАЗВЕДКА
В тот же день ближе к ночи от борта эсминца УРО «Антрим» в направлении на остров Грасс, находившийся вблизи основного острова, отошли пять штурмовых лодок типа «Джемини» со спецназовцами, всего 17 бойцов SBS. Однако вскоре у трех лодок отказали моторы. Одну моторку вынесло в открытое море, где за ней довольно долго гонялся корабль, а другую течение отнесло к северу, к полуострову с ничего хорошего не обещающим названием Шторм.
Судьба еще одной сломавшейся лодки оказалась весьма интересной. С неисправным мотором ее отнесло далеко в сторону, и вскоре она села на риф на изрядном расстоянии к югу от острова. Хотя спецназовцам, можно сказать, еще повезло, могло ведь и унести в открытое море, где их скорее всего ждала незавидная участь смертельного дрейфа к берегам Антарктиды. В итоге разведчики сумели высадиться на ближайший берег, после чего несколько суток «в полной тишине» жили в палатке, не смея даже подать сигнал SOS: командир группы опасался, что нарушение режима радиомолчания может сорвать всю операцию.
В результате на берег Южной Георгии высадились бойцы из одной моторки со сломавшимся двигателем – им все же кое-как удалось догрести до острова, – а также спецназовцы, находившиеся на борту двух оставшихся, более удачливых лодок.
Неудачей завершилась и попытка отправить на Южную Георгию две разведывательно-диверсионные группы роты SAS с судна ледовой разведки «Эндуранс». Пересекая залив Кумберленд, они попали в шторм и вынуждены были вернуться обратно на судно. Высадившиеся же спецназовцы в течение трех суток вели разведку и затем были сняты с острова вертолетом.
ПАНИКА АНГЛИЧАН, БЕСПЕЧНОСТЬ АРГЕНТИНЦЕВ
Хотя высадка разведгрупп на остров проходила из рук вон плохо, британские спецназовцы смогли все же в основном выполнить поставленную перед ними задачу. Но самое главное – они обнаружили стоящую у причала в порту Грютвикен аргентинскую ДПЛ «Санта Фе» – бывшую американскую подлодку «Кэтфиш» постройки 1945 года.
Опасаясь попасть под торпедную атаку аргентинских подводников, командир оперативной группы принял решение отвести корабли – за исключением «Эндуранса» – подальше от острова в восточном направлении. Подводная угроза была воспринята англичанами настолько серьезно, что танкер «Брэмбллиф», выполнявший передачу топлива на «Эндуранс», вынужден был срочно обрезать шланги. Моряки в ходе этого мероприятия даже привели в негодность часть оборудования танкера.
Аргентинцы же, так и не обнаружившие присутствие противника, продолжали размеренную жизнь. Субмарина «Санта Фе» доставила на остров боеприпасы, продовольствие и пополнение – 40 морских пехотинцев, в дополнение к шести десяткам, которые уже находились на Южной Георгии.
Самолеты вертикального взлета типа «Харриер» действовали с авианосцев, контейнеровозов и береговых аэродромов. Фото Владимира Карнозова |
Командовали отрядами аргентинских морпехов капитан Ларгос и лейтенант Альфредо Астиц, печально прославившийся у себя на родине в ходе карательных акций. Под предлогом поисков пропавшего без вести брата он внедрялся в подпольные повстанческие организации и затем наводил на них карательные группы. По данным аргентинских источников, он лично расстрелял в ходе таких акций семнадцатилетнюю шведскую подданную и двух французских монахинь. Счет же уничтоженных им лично и по его приказу аргентинских граждан шел на десятки.
Тем временем 24 апреля к англичанам подошло подкрепление: фрегат «Бриллиант» типа «Бродсуорд». И командир оперативной корабельной группы принял решение начать активную фазу операции уже на следующий день.
Рано утром 25 апреля судно «Эндуранс», укрывавшееся до этого среди айсбергов к югу от Южной Георгии, взяло курс на Грютвикен, где была назначена точка рандеву с остальными кораблями оперативной группы.
АТАКУЮТ ВЕРТОЛЕТЫ
По данным британских источников, в 8.10 с борта эсминца УРО «Антрим» взлетел вертолет «Уэссекс», пилотируемый лейтенант-коммандером Стэнли и вооруженный, кроме всего прочего, глубинными бомбами. Его основная задача состояла в поиске обнаруженной разведкой аргентинской подводной лодки, которую необходимо было во что бы то ни стало уничтожить до начала основной фазы десантной операции.
До бухты Кумберленд вертолет шел в режиме радиомолчания, но после ее прохода второй член экипажа машины лейтенант Парри кратковременно включил бортовую РЛС.
Удача улыбнулась англичанам: на первом же круге они засекли вражескую подлодку. Вертолет ринулся в атаку и сбросил две глубинные бомбы, одна из которых взорвалась в непосредственной близости от левого борта субмарины. Повреждения были не смертельны, но достаточны для того, чтобы «Санта Фе» уже не смогла погрузиться. Командиру подлодки ничего не оставалось, как повернуть назад и искать спасения в бухте Грютвикен.
«Уэссекс» последовал за ней, непрерывно ведя огонь из бортового пулемета. Вскоре к охоте присоединился и противолодочный вертолет «Линкс» с фрегата «Бриллиант», который атаковал субмарину торпедой Mk46 и тоже открыл пулеметный огонь. О результатах торпедной атаки в британских источниках не сообщается, но можно предполагать, что она была неудачной – иначе у подлодки не было бы ни одного шанса добраться до причала Грютвикена. А ей это удалось.
Как бы то ни было, события продолжали развиваться в неблагоприятном для аргентинцев направлении. К группе охотников присоединился один из вертолетов «Уосп» HAS 1, взлетевший с «Эндуранса» и пилотируемый лейтенант-коммандером Эллербеком. Он атаковал подлодку двумя управляемыми ракетами AS12 и добился попадания одной из них в район носовых горизонтальных рулей субмарины. Причем Эллербек успел вернуться на свое судно, пополнить боезапас и вновь выйти в атаку на «Санта Фе», добившись еще одного попадания.
Вторая «стальная стрекоза» с судна ледовой разведки «Эндуранс», пилотом которой был лейтенант Файндинг, подошла к району местонахождения подлодки к 10 часам утра. Получив пару пулеметных очередей с берега, вертолет все же выпустил по «Санта Фе» новую пару ракет AS12 и добился еще одного попадания в ее корпус.
Зашедшему в третий раз на цель Эллербеку пришлось еще хуже – по нему был открыт шквальный автоматно-пулеметный огонь с берега и с самой подлодки, а также было выпущено несколько противотанковых управляемых ракет. Умело маневрируя, пилот «Уоспа» все же лег на боевой курс и поддал аргентинцам огоньку: очередная ракета попала прямиком в рубку «Санта Фе».
К 11 часам дня субмарина, находившаяся уже у самого причала, имела достаточно сильный крен и из нее густыми столбами валили клубы дыма. Дело было сделано.
ШТУРМ БЕЗ ОСОБОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
Ликвидация подводной угрозы принесла облегчение командиру оперативной группы и позволила начать высадку основного десанта для освобождения острова от захватчиков. Британцы теперь решили идти на остров, что называется, в открытую, поскольку опасаться, по их мнению, больше было нечего.
Первыми на берег с вертолета лейтенант-коммандера Эллербека высадились артиллерийские корректировщики, которые тут же вызвали огонь корабельной артиллерии на позиции противника в районе горы Браун. Следующие 20 минут британский фрегат буквально перепахивал снарядами назначенный район.
Ранее, в 9.00 утра, в двух милях (3,7 км) от Грютвикена был высажен десант в составе 30 военнослужащих SAS. К высадке были привлечены вертолет «Уэссекс» с эсминца УРО «Антрим» и два вертолета «Линкс» с фрегата «Бриллиант». Затем три вертолета высадили на остров оставшуюся часть десантников – личный состав роты «М» 42-го полка коммандос Королевской морской пехоты.
Таким образом, в общей сложности в первой волне наступающих оказалось 75 бойцов SAS, SBS и Королевской морской пехоты. Все это время огневую поддержку своей артиллерией оказывали эсминец УРО «Антрим» и фрегат «Плимут».
После преодоления минных полей, проходы в которых спецназовцы проделали заранее, англичане в ходе скоротечного штурма овладели городом. После часового боя примерно к 17.00 по местному времени аргентинцы капитулировали. В британских источниках этот момент описывается так: «Аргентинцы подняли белый флаг, спели свой государственный гимн и спустили аргентинский флаг после всего лишь 23 дней оккупации Грютвикена».
Командир гарнизона на острове Южная Георгия капитан Ларгос подписал акт о безоговорочной капитуляции подчиненных ему войск на борту британского эсминца УРО «Антрим». Лейтенант Астиц, командир небольшой боевой группы в Стромнесе, вообще сдался без единого выстрела (работать провокатором и воевать с хорошо вооруженным противником – совершенно разные вещи). Чем нарушил статью 715 устава своих вооруженных сил: «Военнослужащий будет осужден к тюремному заключению на срок от 3 до 5 лет в том случае, если в бою с внешним противником он сложит оружие, не израсходовав полностью свои боеприпасы или не потеряв две трети своего подчиненного личного состава».
Лейтенант подписал документ о капитуляции на борту фрегата «Плимут». А ведь основная часть сил английского флота была еще почти в 13 тысячах километров от района боевых действий.
В плен к англичанам попали 102 аргентинских военнослужащих и 32 гражданских лица. Еще трое аргентинцев были убиты. По другим данным, в плену оказалось 158 или даже 190 человек (видимо, с учетом экипажа подлодки «Санта Фе»), а людских потерь не было вообще – только один аргентинский подводник получил ранение в ногу, которое потребовало ампутации.
Кен Коннор в уже упомянутой книге так охарактеризовал результат операции: «Единственными жертвами британского наступления стала группа морских слонов, которых английские солдаты приняли за передвигающихся по кромке берега неприятельских солдат. Британцы выпустили по ним одну ПТУР комплекса «Милан». Впрочем, английское экспедиционное соединение потеряло в ходе операции два вертолета, в которых оно и так испытывало достаточно сильную нужду».
ИЗЛИШНЯЯ САМОУВЕРЕННОСТЬ
На «разборе полетов», последовавшем после освобождения острова, командованию SAS и SBS сильно досталось. Ведь моряки предупреждали их о надвигающейся непогоде и суровых условиях на леднике, но командиры спецназа «просто проигнорировали эти предостережения». За что и поплатились, едва не сорвав к тому же всю операцию по освобождению острова.
В оправдание бойцов SAS можно сказать только, что спецназ всегда брался за самые трудные задания, невыполнимые для других военных. Да и девиз SAS Who dares wins – «Побеждает смелый» – появился неспроста и обязывал действовать на пределе человеческих сил.
Еще более справедливой критике подверглось другое решение командиров подразделений SAS. Вот как этот эпизод описывает Кен Коннор:
«Командир корабля «Эндевор» (ошибка автора; похоже, он называет так патрульный корабль ледового класса «Эндуранс». – В.Щ.) с самого начала утверждал, что он сможет без проблем войти прямо в бухту и высадить спецназовцев сразу на берег. Однако офицеры SAS, желая «похвастаться» своим мастерством и решив лишний раз отработать действия в боевой обстановке, просто проигнорировали его предложение. Впоследствии, после того как на леднике Фортуна были потеряны два вертолета, а в море потеряли надувные лодки типа «Джемини», штаб роты «D» и один из ее взводов высаживались уже так, как изначально предлагал командир «Эндевора». Будь командиры поопытнее, они бы использовали наилучшее решение вначале, а не потом».
Освобождение Южной Георгии оказало огромное влияние на морально-психологическое состояние тысяч британских солдат, большая часть из которых «не нюхала пороху». Теперь они знали: такого врага можно побеждать. С другой стороны, слишком легкая победа и слабое сопротивление аргентинских войск сыграло с руководством SAS злую шутку – командиры сочли боевой потенциал и моральный дух аргентинских войск очень низким, намного ниже уровня британских военных. А потому было решено, что и во всей операции по освобождению Фолклендских островов победа будет легкой. На деле же, как мы теперь знаем, все вышло несколько иначе.
комментарии(0)