Неделя статистических разочарований. Так можно назвать прошедшую семидневку. Она началась с того, что Росстат опубликовал весьма скромную оценку годовых темпов роста ВВП, которая явно не соответствовала радужным ожиданиям правительства РФ. «Индекс физического объема валового внутреннего продукта в III квартале 2017 года относительно соответствующего периода 2016-го, по предварительной оценке, составил 101,8%», – сообщил в среду Росстат. Это означает, что обещания главы Минэкономразвития Максима Орешкина и премьера Дмитрия Медведева о росте «выше 2%» скорее всего так и останутся обещаниями.
А в четверг тот же Росстат удивил рапортом о снижении промышленного производства в октябре. Не ожидавшие такой новости назвали данные Росстата шокирующими. Действительно, после явного торможения в промышленности рассказывать об экономическом оживлении будет уже неудобно.
Отрицательную динамику показали фактически все компоненты индекса промпроизводства, отмечает Reuters. В добыче полезных ископаемых снижение второй месяц подряд составляет 0,1%. Такое сокращение производства связано с международным соглашением об ограничении нефтедобычи ОПЕК+. В прошлом году в период с сентября по декабрь в преддверии заключения нефтяного пакта добыча достигала рекордно высоких объемов.
«С корректировкой на лишний рабочий день в октябре 2017 года объем производства обрабатывающих отраслей промышленности был ниже прошлогоднего уровня, – отмечает экс-руководитель департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития РФ Кирилл Тремасов. По его оценкам, падение составляет более процента. Вниз обрабатывающую промышленность тащат в первую очередь производство строительных материалов, нефтепереработка, отдельные позиции в машиностроении, говорит эксперт.
Впрочем, за 10 месяцев ряд показателей увеличились весьма прилично. Производство автомобилей – на 23,1%. Выпуск автобусов за 10 месяцев увеличился на 12,3%. Производство грузовиков выросло на 14,5% и составило 127 тыс. машин. Добыча газа выросла на 12%. Добыча угля повысилась на 7,2%. Производство мяса выросло на 7,9%. Выпуск нерафинированного подсолнечного масла – на 15%. В целом за январь–октябрь 2017 года промышленность выросла на 1,6%.
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина признала в четверг, что никакого двухпроцентного роста ВВП в этом году не будет. «Мы ожидаем, что в целом за 2017 год годовой темп прироста ВВП составит 1,8%. С одной стороны, это, бесспорно, положительный факт, экономика восстановилась быстрее, чем многие ожидали, чем мы ожидали», – сказала Набиуллина. Она отметила, что, с другой стороны, такой рост означает, что «период восстановительного роста почти завершен».
Заметим, что многие экономисты указывают, что дело не столько в колебаниях текущих макропоказателей, сколько в отсутствии положительных структурных изменений, без которых устойчивый рост вообще невозможен. «Краеугольный камень любого экономического роста – устойчивость, которая определяется его качеством. Анализ структурных сдвигов составляющих роста намного более содержателен, чем оценка его количественных характеристик», – говорится в последнем отчете Центра развития Высшей школы экономики.
«Внутренняя экономика продолжает финансировать остальной мир. Чистое кредитование оценивается в 0,7% ВВП (чуть выше предыдущего года). Фондовый рынок увеличил (вслед за ростом ВВП) свое участие в финансировании национального хозяйства, но в перспективе замещение длинных инвестиционных ресурсов короткими повышает уязвимость экономики к внешним шокам», – отмечают в Центре развития.