Предстоятель Русской православной церкви встретился с Архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси
Католикос – патриарх всея Грузии Илия II не приедет на Архиерейский собор Русской православной церкви, который пройдет в Москве с 29 ноября по 4 декабря с.г. и будет посвящен 100-летию восстановления патриаршества в России. Отказ предстоятеля Грузинской православной церкви (ГПЦ) может быть объяснен двумя причинами. Первая: в конце декабря с.г. исполняется 100 лет указу патриарха Тихона, осуждающему провозглашение в марте 1917 года автокефалии Грузинской православной церкви.
Вторая: в четверг 23 ноября, в праздничный для Грузии День святого Георгия, Илия II объявил митрополита Сенекского и Чхороцкуского Шио (Муджири) своим местоблюстителем. Католикос на литургии едва стоял на ногах, а передвигался, сопровождаемый под обе руки иподиаконами. В Грузии считают митрополита Шио официальным преемником Илии II. Грузинские СМИ сообщают, что 48-летний Шио Муджири близок к руководству РПЦ (он выпускник Московской духовной академии), а также считается духовником президента Грузии Георгия Маргвелашвили.
Между тем Архиерейский собор будет определять, сколько раз верующим можно вступать в брак. Эта тема получила неожиданную актуальность в связи с недавним повторным церковным венчанием Аллы Пугачевой. Священноначалие также займется вопросом подлинности останков семьи Николая II. Завтра в московском Сретенском монастыре, где наместником служит епископ Тихон (Шевкунов), состоится специальная церковная конференция по проблеме признания подлинности останков царской семьи.
В четверг патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал воспитывать у людей категорическое неприятие любых революций. Предстоятель РПЦ посетовал, что в год столетия Октябрьской революции СМИ и общественность обошли тему «красного террора» и массовых репрессий 30-х годов.
21 ноября с.г. тема исторических катаклизмов и войн была поднята в совместной декларации патриарха Кирилла и архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби, совершившего на минувшей неделе визит в Москву. «Во многих странах Ближнего Востока и Африки христиане подвергаются гонениям, выражающимся в массовых убийствах, варварском разрушении храмов, осквернении святынь и изгнании миллионов людей из их домов. Болью в наших сердцах отзывается массовый исход христианского населения из тех мест, откуда Благая Весть начала распространяться по всему миру», – говорится в декларации. Примас Церкви Англии и глава РПЦ отметили, что «кроме того, христиане страдают от дискриминации в более скрытых формах».
Надо сказать, что сближение Русской церкви с западным христианством, особенно с либеральными формами протестантизма, несет в себе определенные риски. Консерваторы были шокированы сообщениями о том, что Синод лютеранской Церкви Швеции в новой редакции молитвенника заменил обращение к Богу-Троице с мужского рода на более «гендерно-нейтральные» «она и «оно», и это свидетельствует об очередной уступке шведских лютеран в пользу феминизма. Церковь Швеции в ответ обвинила прессу в распространении заведомо ложной информации. Пресс-секретарь Церкви София Педерсен Видеке вполне в духе традиционного апофатического богословия пояснила: Бог гораздо больше, чем «он» или «она», Бог находится за пределами «мужского» и «женского». «Мы просто заменили в одном месте слово «Он» на «Бог», вот и все, сказала Видеке. И добавила: в некоторых молитвах, конечно, были добавлены гендерно-нейтральные обращения к Богу как Троице. Святой Дух обозначен местоимением hon (она).
Но, как убедительно говорит Видеке, слово «руах» (дух) на иврите тоже женского рода. В женском роде третью ипостась Троицы обозначает и арамейский язык – разговорная речь времен Иисуса Христа. Некоторые раннехристианские богословы также вкладывали в Троицу женское начало. Святой III века Мефодий Патарский называл праматерь Еву «образом Святого Духа».