Фото Gettyimages
То, что Россию уже практически вытеснили из Молдавии, стало очевидно раньше, когда Киев с подачи Кишинева закрыл для РФ украинское небо и заблокировал российский транзит через свою страну. После чего кишиневский аэропорт перестал принимать российских журналистов, депортировал московскую делегацию, приглашенную в город Бельцы, объявил персоной нон-грата вице-премьера, спецпредставителя президента РФ в Приднестровье Дмитрия Рогозина. А в конце минувшей недели парламент республики еще больше усугубил отношения с Москвой, запретив ретрансляцию передач информационного, аналитического и военного характера российского телевидения. Иллюстрацией к обозначенному процессу могут служить приемы в посольстве России в Кишиневе, которые редко посещают руководители Молдавии. А было время (во второй половине 90-х годов прошлого века и начале нынешнего), когда к российскому послу (не только в его родном посольстве) выстраивалась очередь – чтобы руку пожать. Но эти времена ушли. Кишинев сменил друзей.
В 2014 году Республика Молдова подписала с Евросоюзом соглашение об ассоциации, предусматривающее вхождение в зону свободной торговли ЕС, показав, что главный ее ориентир теперь находится не на Востоке, а на Западе. На днях в Вашингтоне отметили 25-летие установления дипломатических отношений между Республикой Молдова (РМ) и Соединенными Штатами. На приеме в Капитолии конгрессмен Пит Олсон заявил: «Удивительно, сколько всего произошло за эти 25 лет. Торговля, двусторонние отношения, стремление взять под контроль «русского медведя». Все это продолжается, поэтому мы здесь сегодня, завтра и в будущем будем говорить: мы выбрали свободу, с российским влиянием на Молдову покончено», – передает молдавский телеканал Рublikа. Высокопоставленные чиновники поблагодарили за поддержку и заверили председателя парламента РМ Андриана Канду и его заместителя Юрия Лянкэ, что Молдавия может рассчитывать на поддержку Соединенных Штатов.
Можно предположить, что теперь отношения Молдавии с Россией еще больше осложнятся, особенно в том, что касается Приднестровья и размещенных на его территории Оперативной группы российских войск (ОГРВ), а также миротворцев РФ. Учитывая, что ранее Конституционный суд РМ признал ОГРВ (вместе с миротворцами РФ, батальон которых формируется из состава группы войск) нелегитимными, не сложно догадаться, что в ближайшем будущем их перестанут просить уйти, а начнут выдворять. Можно было бы делать по этому поводу тревожные прогнозы, если бы не одно «но». Дело в том, что власти Приднестровья, понимая, в каком капкане (прежде всего экономическом) оказалась непризнанная республика, начали активно сотрудничать с Евросоюзом. ЕС открыл им дорогу в свободную экономическую зону (наравне с Молдавией). Приднестровье стало успешно торговать и наполнять свой бюджет. И с Украиной у Тирасполя вполне соседские отношения. Лидер Приднестровья Вадим Красносельский сказал «НГ», что они будут развиваться – иначе не выжить. Так что если кто и помешает разбалансировать ситуацию в районе бывшего вооруженного конфликта на Днестре (желающие найдутся), то это Тирасполь. По крайней мере так видится сегодня.
Понимает ли Москва, что навсегда теряет страну, в которой большинство населения хотело бы мирно жить, торговать с Россией и общаться без виз, спрашивали не раз автора этих строк в Кишиневе. Может, «вы сами нас отдаете»? На этот вопрос у меня тогда ответа не было. Как сейчас нет ответа на другой: есть ли у России вообще политика в отношении ближнего зарубежья? Если хорошо подумать, получается, что нет.