Зеседание Президиума Общества русской словесности. Фото официального сайта Московского Патриархата
Кроме громкого назначения нового худрука в МХТ им. Чехова, Владимир Мединский на прошедшей неделе принял участие в «правительственном часе» в Совете Федерации. Выступление чуть было не сорвала сенатор Людмила Нарусова – она попыталась поговорить о диссертации министра культуры и связанной с ней скандальной истории, которая, по ее мнению, «не укладывается в понятия нравственности». Но была остановлена спикером Валентиной Матвиенко, в свою очередь, назвавшей поведение Нарусовой недостойным Совета Федерации. Выступить Мединскому в итоге удалось, и темой его выступления стала культурная политика России, формирование которой неустанно ведется уже не первый год. На настоящий момент, по словам министра, почти все внимание направлено на регионы. Речь и о программе кинофикации, благодаря которой к концу 2018 года современных кинозалов в малых городах станет более 800, и о строительстве и реконструкции там же домов культуры, и о всероссийской «театрализации» – поддержке новых постановок в провинциальных театрах. Их доходы, по словам Мединского, за последние пять лет выросли на 118%, количество спектаклей – на 31%, количество зрителей – на 42%. Подобный «театральный бум» является заслугой именно федеральных театров, однако и московские, оказывается, не отстают, о чем сообщил на своем сайте в дни культурного форума мэр города Сергей Собянин: «Московские театры радуют новыми яркими постановками – 270 крупных премьер в год. Число зрителей в театрах выросло на 70%».
Стоит отметить, что особое внимание в рамках своего выступления министр уделил детским театрам – и не столько их развитию и увеличению их числа в регионах, сколько репертуару. «Для нас важно, чтобы новые постановки соответствовали школьной программе по литературе. В планах на ближайшие годы – создать совместно с
Минобрнауки условия, при которых российским школьникам представится возможность посещать детский театр не реже трех раз в год», – подчеркнул Владимир Мединский.
Примечательно, что на проходившем в этот же день заседании президиума Общества русской словесности в храме Христа Спасителя патриарх Кирилл также затронул в своей речи тему культурной политики в отношении детских театров, заявив, что постановки спектаклей по школьной программе в Театрах юного зрителя (ТЮЗ) не должны искажать смысла литературных произведений.
«Сама идея привлечь ТЮЗы к тому, чтобы они работали в соответствии со школьной программой по литературе, очень хорошая. Тут очень важно, чтобы постановки, мягко выражаясь, в своей интерпретации содержания не уходили в противоположную крайность. Когда остается название, а содержание, ценностная парадигма полностью извращается», – сказал он. Другими словами, ставить можно что угодно и как угодно, но как минимум выпускать спектакль под названием классического произведения русской литературы – уже не стоит. Тем более если режиссер задумал поговорить о политике – патриарх особенно подчеркнул, что «нельзя эксплуатировать классическое наследие для того, чтобы выражать свои собственные идеи, часто очень политизированные, которые не соответствуют замыслу авторов». В этом случае печальный опыт «взрослых» театров последних лет, не раз преступно «исказивших» классику, может послужить неплохим примером для ТЮЗов, которым стоит понимать, что подобный вектор культурной политики – один из самых реальных и исполняемых.
Остальные инициативы, о которых также говорил министр в Совете Федерации, мало отличаются от задач прошлых лет. В приоритете – создание концертно-театральных, культурно-образовательных и музейных комплексов в каждом федеральном округе, развитие программы по кинофикации, увеличение доли отечественного кино в кинопрокате, усиление гуманитарного влияния России в мире путем реализации крупнейших международных культурных проектов и расширение российского Списка объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Продолжение темы на стр. 12
комментарии(0)