Всю неделю мир следил за тем, как китайская космическая станция «Тяньгун-1» («Небесный дворец») постепенно сходит с орбиты. Масса «Небесного дворца» – 8,5 т, длина – 12 м и диаметр – 3,3 м. Станция была выведена на орбиту в сентябре 2011-го. С 2016 года «Небесный дворец» перестал отвечать на сигналы с Земли. По расчетам, сегодня «Тяньгун-1» войдет в плотные слои атмосферы Земли и сгорит. Некоторые элементы станции могут выдержать тепловую нагрузку и упадут на Землю. Территория России лежит вне «зоны риска».
Впрочем, в России – другие зоны риска. Все, что происходит с китайским «Небесным дворцом», – хороший аналог того, что происходит с Российской академией наук (РАН), только в сильно ускоренном темпе: на свод с орбиты и сожжение «Тяньгун-1» потребовалась примерно неделя, на «свод с орбиты» РАН – чуть меньше пяти лет.
В пятницу, 30 марта, закончило работу двухдневное Общее собрание РАН. Накануне, 27 марта, в «Обращении конференции научных работников РАН к Общему собранию РАН» подчеркивалось: «…требуются срочные меры, прежде всего реальное изменение законодательной базы в отношении РАН и научных учреждений, наделение РАН статусом самоуправляемой государственной академии, передача институтов и научных центров под оперативное управление обновленной РАН. Научная сфера – не та область, которая может эффективно управляться несведущими людьми, неспособными воспринять науку как творческий процесс».
Тем не менее сухой остаток из двухдневного заседания Общего собрания РАН таков: реформа РАН, начатая в июне 2013 года, теперь завершена и де-юре, и де-факто. Академия наук окончательно и бесповоротно отделена от оперативного управления бывшими своими институтами. «Я считаю, что это нормально, – заявил в интервью «НГ» вице-президент РАН Алексей Хохлов накануне Общего собрания. – Ведь реально ученые делают громадное количество ошибок, когда пытаются разобраться во всех этих финансово-бюрократических хитросплетениях. Голова ученого должна быть занята другим».
То есть фактически речь идет о том, что РАН отказалась от претензий на возвращение в свое лоно бывших академических институтов. Теперь Академия наук – это некий «штаб науки». Не случайно, что главный акцент в докладе на ОС РАН президента РАН Александра Сергеева был сделан на том, что новое руководство РАН поставило в приоритет восстановление конструктивного диалога с органами государственной власти. Было проведено множество встреч с президентом страны, в ходе которых обсуждался дальнейший путь российской науки, юридический статус РАН и законодательное обеспечение деятельности академии. Было принято решение внести поправки в 253-ФЗ и разработать новый закон «О Российской академии наук», устанавливающий новый статус РАН, определяющий ее функции как «штаба науки» и главной научной организации страны.
Финансирование «штаба науки» в этом году составит меньше 4 млрд руб. Для сравнения: финансирование ФАНО – больше 100 млрд руб.
Китайский «Небесный дворец» и Российская академия наук почти одновременно вошли в «плотные слои» атмосферы. Что символично.
комментарии(0)