Фото с официального сайта Минэкономразвития РФ
В финансово-экономическом блоке правительства на прошлой неделе оценили последствия повышения ставки налога на добавленную стоимость (НДС).
По сообщению информагентств, Минэкономразвития (МЭР) понизило прогноз по темпам роста ВВП на 2018 год с 2,1 до 1,9%, а на 2019 год – с 2,2 до 1,4%. В 2020-м ожидается рост выше 2%, в 2021-м – около 3%. Но такое ускорение все равно не поможет достичь ожидаемых президентом темпов роста выше среднемировых. По прогнозу Международного валютного фонда, мировая экономика ближайшие несколько лет будет расти почти на 4% в год.
Также будет нанесен удар по материальному положению граждан. В МЭР прогнозируют, что по итогам этого года рост реальных – с учетом инфляции – зарплат россиян составит более 6% (эффект выборного года), но затем, в 2019-м, он замедлится даже не до 1,3%, как ожидалось ранее, а до 1%.
Эксперты видят в таких, прямо скажем, несвойственных кабмину тревожных прогнозах признак межведомственных разногласий в финансово-экономическом блоке. Похоже, в правительстве нет единодушного восторга по поводу повышения ставки НДС. Интерес Минфина очевиден: в ведомстве ранее оценили дополнительный приток доходов бюджета благодаря повышению НДС в 600 млрд руб. в год. Понятны и опасения Минэкономразвития, которому предстоит чудесным образом ускорять экономический рост в неблагоприятных условиях.
У представителей бизнеса тоже нет единодушия. В минувший вторник президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин на брифинге после правительственного совещания заявил, что повышение ставки НДС – «наименьшее зло из всех вариантов целевого финансирования программ, связанных с реализацией майского указа президента».
И в это же самое время бизнес-омбудсмен Борис Титов предупредил, что правительственная налоговая новация может сделать бесполезным подготовленный в Минэкономразвития план инвестиционного ускорения. По словам Титова, делая шаг вперед, финансовые власти сразу же делают два шага назад.
В плане МЭР прописаны меры по улучшению делового климата и наращиванию инфраструктурных инвестиций. Но сработают ли они в условиях, когда все меньше надежд на восстановление потребительского спроса и существенное смягчение денежно-кредитной политики?
Российскую экономику готовят к тяжелым временам. Именно так многие эксперты воспринимают действия властей, начиная с искусственного ослабления рубля на фоне дорожающей нефти и заканчивая налоговым маневром в нефтяной отрасли, из-за которого внутренние цены на топливо могут устремиться к среднемировым. Во всех этих действиях просматривается стремление властей добыть из разных источников и аккумулировать в резервах как можно больше денег на случай нового витка кризиса – экономического, политического или военного.
В конце минувшей недели Россия подала иск во Всемирную торговую организацию (ВТО), обжаловав дополнительные пошлины США на сталь и алюминий. «Причиной иска стали многочисленные нарушения правил ВТО, допущенные США при введении данной меры, – сообщило в пятницу Минэкономразвития. – Помимо России иски к США ранее направили Китай, Индия, Европейский союз, Канада, Мексика и Норвегия».
Первая стадия разрешения спора предусматривает консультации между сторонами, чтобы они могли урегулировать разногласия, уточняет РИА Новости. «Если в ходе консультаций такие пути найдены не будут, Россия сможет обратиться в ВТО с просьбой об учреждении третейской группы для рассмотрения спора», – добавляют в МЭР.
комментарии(0)