Sefa Karacan/Anadolu Agency/Getty Images
Минувшая неделя началась с новостей о подготовке американскими сенаторами новых антироссийских санкций. Республиканец Линдси Грэм и демократ Роберт Менендес призывают «непоколебимо отражать попытки размыть западную демократию», которые, как они считают, стали «стратегическим императивом будущего России». Их проект прописывает «ужесточение санкций против энергетического и финансового секторов России», «секторальные санкции против киберсубъектов в России». Упоминаются также «санкции против российского суверенного долга», что может болезненно ударить напрямую по простым россиянам из-за угроз, создающихся для рубля.
Завершилась же неделя состоявшимся в Йоханнесбурге юбилейным саммитом стран БРИКС (Бразилия, РФ, Индия, КНР, ЮАР). Как сказал президент Владимир Путин, один из основных пунктов Йоханнесбургской декларации саммита – неприятие экономических санкций.
На международной арене сохраняется неопределенность. Евросоюз и США решили проработать вопрос обнуления пошлин на промышленные товары. Но пока не ясно, как будут развиваться взаимоотношения с Китаем: иностранные эксперты обеспокоены тем, что КНР может вслед за Россией выйти из американских ценных бумаг.
Правительство РФ погрязло в противоречиях. С одной стороны, чиновники охотно рассуждают о том, что наша экономика адаптировалась к неблагоприятным внешним факторам и правильно настроила свою бюджетную систему. В начале прошлой недели первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов привел в качестве доказательства решение агентства Standard&Poor’s сохранить суверенный рейтинг РФ на инвестиционном уровне.
С другой стороны, создается впечатление, что власти панически ищут дополнительные финансовые источники, поэтому принимают недостаточно просчитанные меры, а на все вопросы про их обоснованность отвечают (правда, кулуарно): «Вы же понимаете, в каких условиях мы живем?»
Как итог – граждане фактически оказываются под двойным санкционным прессом. Потому что им приходится справляться не только с последствиями санкционной политики Запада, угнетающей экономический рост в стране, но и тех решений, которые в таких условиях принимают российские власти.
Например, некоторые эксперты называют решение повысить ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20% не иначе, как «выстрелом себе в ногу» в условиях экономического застоя. Во вторник Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о повышении НДС с 1 января 2019 года.
Минфин рассчитывает на дополнительный ежегодный приток более 600 млрд руб. Уже в следующем году граждане оплатят из своего кармана не только «инфляционный налог», но и сверх этого повышение НДС. По оценкам «ФинЭкспертизы», в 2019-м каждому гражданину РФ «в среднем придется дополнительно потратить на тот же объем товаров, работ, услуг на 4500 рублей больше, чем в 2018-м».
Налоговая новация скажется на ценах, но не только на них. Специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ) предупредили: «В случае упомянутого повышения НДС меньшая часть предпринимателей пойдет цивилизованным путем, минимизируя вынужденные издержки ростом производительности труда и внедряя в производство инновационные управленческие решения. Многие прибегнут к старым проверенным схемам, сокращая рабочие места, снижая зарплату, частично уходя в тень или просто перенося налоговые потери на себестоимость конечной продукции».
Центр развития ВШЭ сообщил в четверг, что, по его оценкам, во втором квартале рост ВВП РФ ускорился до 1,8% в годовом выражении после роста на 1,3% по итогам первого квартала. Но такое ускорение не должно вводить в заблуждение. Экономисты предупреждают, что эти цифры укладываются в инерционный сценарий. Подпитывает опасения, что российская экономика еще долго будет находиться в состоянии инерции, и другая новость: в пятницу Центробанк оставил без изменения ключевую ставку на уровне 7,25% годовых.
Пенсионная реформа в том виде, в котором она обсуждается сейчас, тоже таит риски. По оценкам специалистов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, если технологический рывок в стране действительно будет совершен, то это приведет к появлению до 2035 года потенциально безработных 9–11 млн граждан. Если к этому добавить еще примерно по миллиону несостоявшихся пенсионеров в год (несостоявшихся из-за повышения пенсионного возраста), то не исключена социальная катастрофа.
Уже видны попытки смягчить первое впечатление от предложенных пенсионных преобразований: близкие к Минфину эксперты теперь говорят, что можно поднять возраст для женщин до 60, а не 63 лет, а для мужчин – до 63, а не 65 лет. Кстати, такой вариант правительственные чиновники ранее тоже обсуждали.
Фактически правительство пытается проделать уже всем известный трюк: сначала напугать граждан жестким вариантом преобразований, а затем, как великое благо, преподнести как будто более мягкий вариант – тот, на который чиновники на самом деле и рассчитывали.
комментарии(0)