Фото pixabay.com
Самым громким событием прошлой недели можно считать выделение Египту льготного кредита в 25 млрд долл. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) под будущее строительство первой египетской АЭС. Обещанный кредит впечатляет: он больше, чем трехлетние расходы по нацпроекту модернизации инфраструктуры и по нацпроекту «Здравоохранение» вместе взятым.
«У нас большие планы в совместной работе в сфере экономики», – сообщил президент Путин в прошлый четверг. «Мы приступаем к строительству атомной электростанции на основе российского кредита в объеме 25 млрд долл. Причем это хороший кредит с хорошей процентной ставкой. Выплаты тела кредита начинаются, по-моему, с 2029 года. Это хорошие, льготные условия», – сказал Путин. Глава государства пояснил, что Россия обеспечивает загрузку производства энергетического оборудования и «развивает экономику Египта».
Ранее в четверг первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов сообщил, что для строительства АЭС в Египте могут быть задействованы средства ФНБ. «У нас объемы кредитов ежегодно колеблются только по атомной станции от 3 до 4 млрд долл. Откуда нам эти деньги взять? С рынка? Непонятно, как будет развиваться ситуация. Поэтому более правильно было бы, на наш взгляд, использовать на эти инвестиции размещение средств ФНБ. Мы, собственно, для этого резерв и готовили, для таких длинных активов», – подчеркнул Силуанов.
К началу 2019 года в ФНБ накопится около 3,8 трлн руб. Так что президент фактически ополовинил весь ФНБ. Развивать экономику Египта – это, конечно, полезное занятие. Полезно также стимулировать технологический экспорт из РФ. Но как тут забыть, что наши чиновники уже безвозвратно раздавали бюджетные деньги из ФНБ под внешнеполитические проекты, которые обернулись потом как потерей самих денег, так и провалом внешнеполитических построений? Ведь вернуть в ФНБ трехмиллиардный «долг Януковичу» так и не получилось. По крайней мере пока. В условиях растущей внешней изоляции Москва готова оплачивать любую благосклонность иностранцев. Но в прошлом было множество примеров, когда эти расходы оборачивались прямыми бюджетными потерями. Впрочем, кто сегодня беспокоится из-за бюджетной экономии? Ведь казна и так лопается от денег. В четверг Минфин в четыре с лишним раза повысил прогноз профицита бюджета по итогам 2018 года с 482 млрд до почти 2140 млрд руб. Таким образом бюджетный профицит в РФ увеличился до небывалых 2,1% ВВП.
При таком профиците сложно обосновывать деструктивную политику, единственным объяснением которой называлось латание несуществующих финансовых дыр при помощи так называемого бюджетного правила. В начале недели Счетная палата (СП) Алексея Кудрина представила заключение на бюджет-2019, где критикует практику применения бюджетного правила в РФ. Механическое применение «бюджетного правила» усиливало нестабильность курса рубля. ЦБ трижды приостанавливал покупки иностранной валюты для Минфина. Таким образом, регулятором признана невозможность использования «бюджетного правила» – отмечают в СП. Ранее за пересмотр бюджетного правила выступала и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
комментарии(0)