Фото сайта kremlin.ru
Ключевым событием минувшей недели стало открытие Года театра в России – 2019-го. Торжественная церемония прошла в четверг в Ярославском театре им. Федора Волкова – первом профессиональном русском театре. Гала-концерт предваряла вступительная речь президента, где он выразил надежду, что тематический год «поможет деятелям культуры укрепить свои позиции в стране и мире». 45-минутное шоу в постановке Нины Чусовой символично началось с прославления самодержавия – сценой коронации из оперы «Борис Годунов», а продолжилось военной тематикой (Виктор Добронравов исполнил «Василия Теркина») и визитной карточкой русского балета (Светлана Захарова станцевала «Умирающего лебедя»). Проблески современного исполнительского искусства стали заметны лишь к концу. Ведущим отчего-то был киноактер Андрей Мерзликин, в финале восторженный монолог актрисы со сцены произносила Вера Васильева. Ярославль был представлен только оркестром, на сцену же выходили столичные солисты, в хоровых партиях была занята труппа Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.
Но важнее было то, что проходило в закрытом режиме до официальной церемонии. Владимир Путин неформально встретился с театральными деятелями и попытался выслушать их проблемы перед началом интенсивного года. Чаще всего он старался перевести негативный накал разговора в шутку, просил не говорить под камеры только плохое и сравнивал специфику творчества с оборонной сферой, но в целом – обещал дать нужные указания правительству. Владимир Урин поднял острый вопрос роста бюрократической отчетности, в частности по аккредитации творческих вузов, и предложил, чтобы ими руководило не Минобрнауки, а все-таки Минкульт. А также обозначил проблему в Бюджетном кодексе, который не позволяет создавать копродукции и устраивать обмены между театрами из-за того, что нельзя смешивать федеральный бюджет, региональный и муниципальный. «В вопросах культуры границы возможностей финансирования из разных источников должны быть», – сказал гендиректор Большого театра. Мария Ревякина, директор Театра Наций, рассказала о проблемах, которые решаются, но еще существуют, – независимой оценке качества, «производственных» нормативах, борьбе с билетными перекупщиками, несовершенствах 44-ФЗ. Михаил Бычков, худрук Камерного театра Воронежа, остановился на конфликте художников и чиновников, имея в виду и чиновничий произвол на местах. И поддержал идею создания института театра, который бы собрал специалистов для разработки понятийного аппарата в менеджменте, сбора статистики и решения театральных проблем». Собравшиеся говорили о проблемах реконструкции зданий театров, непрофессиональном актерском образовании в институтах культуры и на коммерческих курсах, нищенских зарплатах в регионах, отсутствии служебного жилья, из-за чего молодые кадры не хотят уезжать работать в провинцию после столичной учебы.
С делом Кирилла Серебренникова к президенту успели обратиться Ревякина, Бычков и Алексей Бородин (РАМТ). Известно, что Путин снова напомнил им о разделении ответственности в творчестве и финансово-хозяйственной деятельности.
С задачей создания в субъектах Федерации крупных культурных кластеров, которые бы собрали на одной площадке филиалы ведущих творческих институций и способствовали развитию культурной жизни регионов, Владимир Путин ознакомил Совет по культуре и искусству. На заседании в субботу в Санкт-Петербурге обсуждались вопросы формирования и реализации национальной программы «Культура» на период до 2024 года. Города, где появятся первые кластеры, уже определены: это Владивосток, Кемерово, Калининград и Севастополь. Также намечены творческие вузы, музеи, театры, которые там будут представлены.
комментарии(0)