Скриншот видео портала credo.press
После открытого письма 169 священников в защиту осужденных по «московскому делу», которое было обнародовано в среду, 18 сентября, послышалось, будто лопнула и жалобно застонала какая-то очень важная струна, заставлявшая Русскую православную церковь звучать в унисон заданной священноначалием мелодии. Этот политический напев известен еще с византийских времен как симфония церкви и государства. Но после письма либеральных клириков в Московском патриархате началась какая-то какофония. Из Отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ веером пошли заявления о недопустимости политических выступлений для священнослужителей. В то же время глава отдела Владимир Легойда заверил, что оппозиционных священников наказывать не будут. Но бывший пресс-секретарь патриарха Владимир Вигилянский намекнул, что хорошо бы разогнать «профсоюз попов» казаками и нагайками – по совету дореволюционного обер-прокурора Победоносцева.
Пока священники ломали копья, епископы безмолвствовали. Однако в субботу пришло время для регулярной передачи митрополита Илариона (Алфеева) на телеканале «Россия 24». Композитор и церковный администратор, Алфеев попытался восстановить гармонию и лад, сделав вид, что владыки РПЦ не против смутьянов в рясах. «Священники могут создать группу для защиты того или иного человека, что и произошло в данном случае», – сказал он. Всплеск оппозиционной активности митрополит объяснил тем, что «не все у нас благополучно в судебной сфере». Он заявил, что «разномыслие по политическим вопросам возможно», а «церковь никогда не была сообществом людей, которым запрещено думать, запрещено искать, запрещено спорить друг с другом». Однако митрополит повторил и совет, который ранее звучал от критиков авторов письма: дескать, помогли бы лучше адвокатов нанять.
В то время как в РПЦ звучат нестройные голоса священнослужителей, которые вдруг стали друг с другом спорить о политике, из Сибири донесся звон шаманского бубна. Донесся как раз в тот момент, когда ему полагалось бы замолчать. В четверг, 19 сентября, шамана Александра Габышева перед рассветом задержали на границе Бурятии и Иркутской области, посадили в самолет и доставили в Якутск. Отсюда он вышел шесть месяцев назад, чтобы через два года пешком дойти до Москвы и «изгнать» действующую власть. Шесть месяцев о шамане знали только любители занятных историй о чудаках из народа, а после задержания и попыток поместить в психиатрическую лечебницу об оппозиционном шамане Саше заговорили по всей стране, и он занял почетное место в галерее актуальных политических мемов. Габышев не дошел до Москвы, а слава о нем дошла, потому что пресс-секретарю президента России Дмитрию Пескову пришлось отвечать на вопрос, почему российского Фореста Гампа задерживала целая команда силовиков.
Не очень понятно, в чем обвиняют шамана Сашу. Сам он в пятницу сообщил своим сторонникам, что против него возбудили дело об экстремизме. У Габышева появился адвокат. В настоящее время Габышев находится под подпиской о невыезде. Можно предполагать, что претензии к нему появились после того, как он и его спутники приняли участие в протестных акциях в Улан-Удэ, где как раз в это время оппозиция протестовала против хода и результатов выборов мэра города. Бурятский сторонник шамана оказался в те дни в СИЗО и жаловался на жестокое обращение.
По законам жанра стало бы эффектным развитием темы, если бы православные священники вступились теперь и за якутского шамана. Неплохо бы прозвучало.
комментарии(0)