Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Фото свящ. Игорь Палкин / patriarchia.ru
Неделя началась чем-то похожим на триумф дипломатии Московского патриархата, а вот завершение испортило радужную картину. В понедельник состоялся Синод РПЦ, который принял в состав Московского патриархата общины русской традиции в Западной Европе. Церковный официоз подает эту новость как поглощение целостной структуры, бывшего Западноевропейского экзархата, от которого отказался Константинопольский патриархат. В пользу такого видения говорит переход под юрисдикцию Москвы духовного лидера бывшего экзархата – архиепископа Иоанна (Реннето). Теперь не говорящий на русском языке архиерей числится викарием с титулом «архиепископ Дубнинский». Однако более внимательное изучение ситуации позволяет говорить о присоединении немногим более половины общин (около 60 из 110).
В субботу состоялось еще одно «эпохальное» собрание – Архиерейский собор Элладской православной церкви. На ассамблее рассматривался вопрос о признании за Константинопольским (Вселенским) патриархом права разрешать спорные вопросы в других юрисдикциях вплоть до предоставлении автокефалии. Таким образом, Афинское архиепископство косвенно допустило законность создания Православной церкви Украины. Решение в Афинах тоже не было единогласным, по разным данным, от семи до более чем десяти епископов предложили оставить рассмотрение вопроса до специального Всеправославного совещания.
Теперь заинтересованная публика гадает: разорвет ли Московский патриархат каноническое общение еще и с Элладской церковью? Ранее представители РПЦ не раз предупреждали: кто не с нами, тот против нас. На бескомпромиссную позицию со стороны московских церковных дипломатов и даже на давление жаловались отдельные иерархи Александрийского патриархата. В некомфортное положение между молотом и наковальней поставлены и другие церковные юрисдикции, ведь там уже случались совместные богослужения с представителями ПЦУ.
На наших глазах развивается интересный процесс, когда православные верующие притягиваются к двум противоположным полюсам. Подспудная конкуренция Москвы и Константинополя происходит еще со сталинских времен, когда РПЦ воспряла под крылом могущественного государства и, вдохновляемая Кремлем, вознамерилась претендовать на главный центр восточного христианства. После разрыва евхаристического общения в 2018 году война патриархатов перешла в открытую фазу и остальным пришлось определяться с союзниками.
Во многом этот процесс приобрел форму «национальной» ориентации. Греческие по составу руководства и традициям церкви очевидно тяготеют к Вселенскому патриархату, а общины русской традиции все более активно собирает под своим крылом Русская церковь. Тех, кто не подчинится этому жесткому правилу «военного» времени, вероятно, раздавят жернова истории.
В той духовной брани, которую РПЦ ведет сразу на несколько фронтов, есть и маленькие победы, которые при желании можно счесть поражениями. В воскресенье состоялся опрос в Екатеринбурге, посвященный выбору площадки для строительства кафедрального собора. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) с радостью рассказал, что результаты экзитполов показали перевес в пользу лоббируемого епархией участка. В церкви рады уже тому, что храм будет возведен в центре города, хотя и смирились, что протесты горожан вынудили их отказаться от проекта стройки в сквере.
комментарии(0)