Фото Олег Варов, с официального сайта Московского Патриархата / www.patriarchia.ru
Не прошло и недели с тех пор, как патриарх Московский и всея Руси Кирилл перестал поминать во время богослужения предстоятеля Элладской православной церкви, признавшего Православную церковь Украины (ПЦУ), как возникла необходимость «наказать» уже нового православного первоиерарха. Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II в пятницу, 8 ноября, провозгласил за богослужением имя главы ПЦУ митрополита Киевского Епифания (Думенко).
Это очень обидно для Русской церкви. Феодор II не так давно, будучи в Одессе, практически клялся в верности Украинской православной церкви Московского патриархата. Понятно, почему в УПЦ МП его неожиданный поступок назвали предательством. Для самого Московского патриархата это тоже существенный удар. Если по поводу Элладской церкви председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) объяснял вероломство эллинов тем, что они, по сути, не совсем самостоятельная церковь, а сателлит Константинополя, то про Александрию так говорить неловко. Это один из древнейших патриархатов, лидер которого носит титул папы. Раз его статус выше, то и ответственными за «соблазнение» африканского первоиерарха назначили врагов покрупнее – напрямую Соединенные Штаты. В близких к РПЦ информресурсах заявили, что у зловредных американцев существует план расколоть мировое православие на греческое и славянское.
В диптихе, списке глав поместных православных церквей по «первенству чести», Александрийский патриарх идет вторым после главы Константинопольской церкви. Если в РПЦ решатся на «забвение» Феодора, то Кириллу придется пропускать уже две строчки диптиха. Теперь первым среди приемлемых для Москвы патриархов окажется глава Антиохийской церкви, благо она с некоторых пор, не без помощи Российской империи, возглавляется не греком, а арабом, и этот патриархат управляется из дружественного Москве Дамаска.
На козни американцев у Москвы, как всегда, есть асимметричный ответ. Ректор Российского православного университета и наместник столичного Высоко‑Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев) сообщил о своих контактах с Коптской церковью. Как раз 8 ноября состоялась одна из таких встреч, посвященных сотрудничеству в области духовного образования. Сам Еремеев оценил случайное совпадение: «В свете новостей из Египта православного сегодняшние переговоры об академическом сотрудничестве с коптами приобретают особенное звучание».
Однако из церковной среды уже раздаются ехидные замечания, что богословам и функционерам РПЦ политический вопрос о том, «чей Киев», важнее вероучительных различий. Дело в том, что копты не приняли постановления Халкидонского вселенского собора 451 года и, по сути, исповедуют вероучение, которое РПЦ считает «монофизитской ересью». И это не единичный эпизод, а тенденция. В октябре делегация Московского патриархата и лояльных ему СМИ посетила Эфиопскую церковь, а в сентябре патриарх Кирилл встречался с главой Маланкарской церкви. Впрочем, диалог с этими монофизитскими так называемыми древневосточными православными церквами у РПЦ длится еще с 1960‑х годов и сейчас пришелся весьма кстати.
Ну и еще немного о запутанных восточных делах. В субботу, 9 ноября, Верховный суд Индии постановил построить индуистский храм бога Рамы на том месте, где стояла мечеть Бабура, разрушенная в 1992 году индусскими радикалами. Бабур был покорителем Индостана и основателем исламской империи Великих Моголов. Мусульманам предложен другой земельный участок, но, зная, насколько раскалены межрелигиозные отношения в связи с судьбой этого знакового для истории Индии места, трудно предположить мирное разрешение конфликта. Ведь межобщинный спор усилен политическими и территориальными преобразованиями в стране, в частности, упразднением спорного штата Джамму и Кашмир, где проживает множество последователей ислама.
комментарии(0)