Фото Агентства городских новостей "Москва"
На прошедшей неделе состоялась традиционная ежегодная пресс-конференция президента Владимира Путина. Напомним, что в последнее время данный формат все больше напоминал развлекательное ТВ-шоу с психотерапевтическим оттенком. Подобные мероприятия вообще должны показывать – не СМИ, а прежде всего гражданам – и открытость власти, и актуальность ее реакций, и внимательность к проблемам страны и нуждам людей. В общем, внушать им чуть больше уверенности в завтрашнем дне.
В ходе многочасовой пресс-конференции Путину было задано более полусотни вопросов (см. «НГ» от 20.12.19). Наибольший резонанс вызвало его заявление о возможности исключить из Конституции слово «подряд» в отношении двух президентских сроков. Конечно, глава государства уже говорил нечто подобное еще в 2012 году, но нынешние слова Путина выглядели более значительными в контексте ожидающегося через несколько лет транзита власти.
Путинскую инициативу тут же поддержали лидеры оппозиционных думских партий, о перенастройке Основного закона заявила и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Уже после пресс-конференции Путин пояснил СМИ, что важна не столько отмена оговорки по срокам, сколько возможное расширение полномочий парламента. Как раз на минувшей неделе «Открытая Россия» Михаила Ходорковского и объявила о готовности пропагандировать в массах идею перехода РФ к настоящей парламентской республике: когда функции президента – представительские, а правительство полностью зависит от представительной власти. Таким образом, власть и оппозиция, возможно, уже скоро развернут борьбу за понимание сути парламентаризма.
При этом важным эпизодом пресс-конференции президента России стало оглашение им ключевых условий предстоящих переговоров с президентом Белоруссии об углублении интеграции в рамках Союзного государства. Любые соглашения об экономических преференциях Путин связал с необходимостью их утверждения некими наднациональными органами. Судя по всему, именно на дискуссии вокруг этих механизмов обе стороны пока и застопорились.
Однако информационный эффект от большой пресс-конференции оказался практически нивелирован происшествием в центре Москвы вечером 19 декабря. На Лубянке произошла перестрелка между неизвестными лицами и силовиками. Сначала в интернет и на ленты информагентств ушла версия о групповом нападении на приемную ФСБ, которое было отбито, но с потерями. Затем власти это опровергли, официальная информация была о некоем одиночном стрелке. Позднее правоохранители сообщили, что это житель Подольска, 39-летний Евгений Манюров – участник соревнований по стрельбе и бывший сотрудник ряда ЧОПов.
Уголовное дело ведет Следственный комитет, потому что статья 317 Уголовного кодекса – посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов – находится в компетенции этого ведомства, а не ФСБ. Чекисты получили бы дело в свои руки в случае его возбуждения по статье о терроризме. Почему эта статья не задействована, объяснений пока нет. А потому в Сети высказываются различные предположения, есть и множество оценок действиям силовиков, в том числе и резко критических. Между тем двое убитых из полдесятка пострадавших – это именно силовики. Самой последней новостью стало обнаружение на квартире «лубянского стрелка» символики Национально-освободительного движения, которое своей целью обозначает освобождение российской власти от зарубежного разрушительного влияния.
комментарии(0)