Курсы валют на прошлой неделе показали гражданам, что кризис уже наступил. Фото РИА Новости
Многие наблюдатели называют прошедшую неделю «провальной», «кровавой» или «шоковой». Действительно, на вторую неделю марта выпали сразу три события: официальное признание пандемии COVID-2019, обвал нефтяных цен из-за развала соглашения Организации стран – экспортеров нефти и не входящих в картель государств (ОПЕК+) и падение биржевых индексов по всему миру.
Цена нефти марки Brent в целом за прошедшую неделю обвалилась более чем на 25%. В минувший понедельник стоимость барреля опускалась ниже отметки 32 долл., что стало минимальным значением с февраля 2016-го. Обвал случился после срыва сделки ОПЕК+.
В частности, Россия, как тогда сообщалось, не согласилась с предложением картеля о дополнительном сокращении нефтедобычи на фоне распространения коронавируса. После стало известно, что Саудовская Аравия планирует существенно увеличить добычу: сначала назывались планы о 10 млн барр. в сутки, затем о 12 и даже 13 млн барр. Также Саудовская Аравия обещала предоставить скидку на свою нефть, что уже можно расценивать как демпинг, ценовую войну. Некоторые другие участники ОПЕК на прошлой неделе тоже заявляли о готовности увеличивать добычу. Капитализация российских нефтяных компаний в прошлый вторник снизилась на 1,6 трлн руб. после падения нефтяных цен в понедельник.
На фоне дешевеющей нефти падал и курс рубля. За неделю он потерял почти 7% к доллару, пробивая в моменте отметку 75 руб. за 1 долл.
Во вторник Министерство финансов РФ объявило о приостановке проведения аукционов по размещению облигаций федерального займа (ОФЗ) до стабилизации рыночной ситуации. В понедельник Минфин предупреждал о готовности сократить заимствования, чтобы не оказывать дополнительное давление на рынок в условиях высокой волатильности. Минфин отмечал, что решения о проведении аукционов по размещению ОФЗ будут приниматься с учетом рыночной конъюнктуры для содействия процессу стабилизации рыночной ситуации. При этом сокращение заимствований ниже плановых параметров, по словам чиновников Минфина, может быть компенсировано за счет иных источников финансирования дефицита бюджета, в том числе остатков денежных средств на едином счете федерального бюджета.
В пятницу российский Центробанк дал понять, что последовательность снижения ключевой ставки может быть остановлена из-за нарастания инфляционных рынков. «С начала марта произошло значительное изменение внешних условий, связанное с распространением эпидемии коронавируса и ухудшением ситуации на рынке нефти… Вызванное этими событиями ослабление рубля является существенным, но краткосрочным проинфляционным фактором. Инфляция с низкого уровня последних месяцев будет возвращаться к цели Банка России быстрее, чем прогнозировалось ранее», – отмечает ЦБ.
Резкое увеличение ключевой ставки Центробанка получится предотвратить, если удастся остановить распространение нового коронавируса до лета, заявил в субботу председатель правления ВТБ Андрей Костин на Первом канале. По его словам, повышение ставки в нынешних условиях вполне ожидаемая, хотя и радикальная мера, поскольку она сильно повлияет на банковскую систему в стране. «Если ситуация будет очень сильно дальше развиваться, то нельзя исключать такой меры, как повышение ключевой ставки Центрального банка, – пояснил он. – Это, безусловно, будет способствовать тому, что вообще ставки на рынке будут расти».
комментарии(0)