В ходе пленарной сессии XVII ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» (в режиме видеоконференции). 22 октября 2020 года Московская область, Ново-Огарёво. Фото kremlin.ru.
Владимир Путин по традиции принял участие в итоговом заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай». На прошедшей неделе он побеседовал с экспертами в онлайн-режиме, чтобы зафиксировать свои позиции по широкому кругу глобальных проблем и вопросов международной безопасности.
Иностранные участники клуба не могли не спросить президента РФ об отношении к обвинениям и санкциям Запада в связи с отравлением Алексея Навального. Путин заявил, что он лично разрешил организовать выезд оппозиционера на заграничное лечение, хотя у того и были уголовно-процессуальные ограничения. Навальный уже откликнулся на это заявление, подчеркнув, что эта версия вызывает такие же сомнения, как и предыдущие. Например, ранее в Кремле говорили, что президент не имел отношения к решению об эвакуации Навального из Омска в Германию.
При этом Путин аккуратно подогрел интерес к пресловутому обнулению его президентских сроков. Первой прозвучала фраза о том, что в предстоящее 10-летие – кто бы во власти какие бы посты ни занимал – власть будет развивать демократию не по импортным рецептам, а по собственным. И это развитие выглядит так: будут укрепляться и государство, и гражданское общество.
Но на прямой вопрос, когда же Путину принять решение об уходе, если каждый раз, по его словам, возникают волнения в госаппарате, президент ответил в обычном стиле: «Это когда‑то, безусловно, должно закончиться, я отдаю себе в этом отчет прекрасно. И изменения в Конституции направлены не только на то, чтобы предоставить действующему главе государства право избираться в 2024‑м или даже в более поздние сроки… А что будет в 24‑м или в еще более позднее время – это нужно будет смотреть, когда время подойдет».
Как раз на минувшей неделе ускорилась работа по законодательному укоренению принятых на плебисците поправок. И отчетливо видно, что в первую очередь происходит оформление именно тех, которые обеспечивают новую конфигурацию полномочий президента, то есть фиксируют сдвинутый в его сторону баланс властей. Также стало ясно, что охранять этот госмеханизм со смещенным центром тяжести будет прежде всего Конституционный суд (КС).
При этом меняется компетенция самого КС: с одной стороны, он теряет в самостоятельности, но с другой – приобретает в политическом весе. Главной его функцией становится исполнение запросов президента, например по поводу конституционности нормативных актов любого уровня, причем как принятых, так и еще обсуждаемых. Похоже, что все-таки это признак подготовки к появлению в среднесрочной перспективе фигуры преемника. Что же касается общественных интересов, об учете которых Путин высказался на «Валдае», то один из законопроектов создает систему замыкания этих интересов в границах страны. Тот же КС сможет объявить неконституционным любой вариант апелляции гражданина к международным нормам или судам, а также договорам РФ об учете их установлений.
Одновременно как раз на прошлой неделе появилось понимание, что и предстоящие выборы в Госдуму будут увязаны с Конституцией 4 июля. «Единая Россия» заблаговременно разглашает свои планы по завоеванию в парламенте подавляющего большинства. Причем хорошо заметно, что партия власти также открыто преподносит в качестве основного содержания кампании борьбу с «умным голосованием» Навального. В свою очередь, штабы оппозиционера в регионах уже приступили к предвыборному шельмованию депутатов-единороссов. Эти вбросы компромата и представляют собой ключевое звено придуманной несогласными политтехнологии.
комментарии(0)