Фото Kremlin.ru
На прошедшей неделе Владимир Путин внес определенную ясность в дискуссию о возможной дате Послания президента Федеральному собранию. Хотя точного дня, конечно, пока не названо, стало понятно, что данное мероприятие состоится все-таки этой весной, причем, видимо, в течение апреля. В ряде СМИ уже появились предсказания, что это могут быть традиционные путинские среда или четверг – например, 7-е или 8-е числа. Однако, судя по высказываниям президента в ходе совещания с представителями деловых кругов, прогноз именно о начале месяца еще не является очевидным. Например, Путин пояснил, что «с коллегами в администрации и в правительстве начали работу по подготовке ежегодного Послания Федеральному собранию». Также он пообещал бизнесменам, что ряд поставленных ими вопросов будет обсужден на некоем большом совещании в апреле.
Это означает, что или сенаторов и депутатов в первых числах собирать все-таки не будут, или текст Послания в целом уже готов, но вежливость обязывает приглашать заинтересованных лиц к соучастию. При этом на конец апреля еще планировался отчет главы кабинета министров Михаила Мишустина в Госдуме. Это, конечно, такое техническое событие, которое в принципе легко сдвигается в ту или иную календарную сторону. Но тем не менее очевидно, что между выступлениями президента и премьера перед парламентом все же должен быть некий разрыв в неделю-две. Поэтому-то если с весенней привязкой Послания ясность есть, то дата его оглашения пока явно остается плавающей.
Еще одно сущностное событие прошедшей недели – замедление на территории РФ трафика соцсети Twitter – пока не имеет ясных перспектив. Власть и общественность разошлись в оценке первых итогов применения местного административного ресурса для удара по глобальной интернет-платформе. Роскомнадзор считает, что его фильтр сосредоточенной селекции работает в штатном режиме, сетевые активисты приводят факты таких сбоев на линиях связи, которые, по их мнению, подтверждают топорность действий регулятора. И под конец недели ведомство признало, что администрацию слегка тормознутой соцсети принудить к диалогу пока не удалось.
Более важно, что российская атака на Twitter стала первым случаем применения только что введенного в силу драконовского закона о возможной блокировке политически непослушных IT-компаний вне зависимости от места расположения их штаб-квартир. И это показало, что преимущества оппозиции перед властью именно в интернете, последняя теперь будет глушить преимущественно административными методами. А такой подход создает большой риск: если он хотя бы к одному из фигурантов будет применен не до конца, то есть не до полной блокировки, то и всех остальных никакие угрозы пугать уже не станут. Но если такая последовательность действий все-таки будет реализована, то это поставит под вопрос пребывание страны в общемировом сетевом пространстве.
Хотя уже появилось множество доказательств того, что Кремль готов к безграничному использованию силовых или принудительных методов во всей политической сфере. Именно на прошлой неделе стало очевидно, что у оппозиционных сил в их совокупности есть и собственный админресурс. Это система «умного голосования» Алексея Навального, которая при ее широкой поддержке могла бы стать базой для противостояния власти. Однако оппозиция в очередной раз как раз перед федеральными выборами отчетливо разделяется на системную и несистемную. Первая готова договариваться с властями и жертвовать в ходе такого процесса наиболее радикальными своими представителями. Несистемщики же намеренно отказываются от конструктивной повестки, предлагая гражданам устроить из избирательной кампании исключительно «игру в Чапаева».
комментарии(0)