Фото Kremlin.ru
На прошедшей неделе Владимир Путин сменил руководителей трех субъектов РФ. Начавшийся этой весной губернаторопад характеризуется отчетливым предвыборным своеобразием. От отправленных на новые места службы врио глав регионов требуются навыки развернуть работу с колес, поскольку до начала избирательной кампании остается чуть более двух месяцев. Показательно также, что ни один из троих назначенцев, услышав от СМИ вопрос о политических планах, не кокетничает, а отвечает прямо – буду участвовать в выборах 19 сентября.
Оживление тренда на кадровую модернизацию субъектов РФ началось с Республики Тыва. Прежнего главу Шолбана Кара-оола сменил Владислав Ховалыг, когда-то бывший мэром Кызыла. В Ульяновской области губернатор-долгожитель Сергей Морозов, который ранее жестко боролся с коммунистами, оставил свой пост сенатору Алексею Русских – члену ЦК КПРФ. В Северной Осетии Вячеслава Битарова заменил экс-полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло, отставной адмирал осетинского происхождения. В общем, с одной стороны, вроде бы основные критерии отбора врио сохраняются, но, с другой стороны, нельзя исключать и некоторых нюансов, которые предопределили нынешние конкретные решения Кремля.
На минувшей неделе вообще стало очевидно, что в преддверии Послания президента, наконец назначенного на 21 апреля, внутриполитические процессы значительно оживились. Например, были замечены признаки явно регулируемой сверху кампании за изменения пенсионного законодательства. Парламенты города федерального значения Севастополя и Республики Адыгея предложили федеральному Центру возобновить индексацию выплат работающим пенсионерам. Аргументы в пользу такого отката назад были как социально-экономические, так и политические: уход зарплат в тень и рост напряженности в обществе, то есть угроза стабильности. Понятно, что только под последнее основание можно было предложить потратить дополнительные 400 млрд руб. в 2022 году.
К признакам политического оживления, судя по всему, надо отнести и внезапное заявление главы Крыма Сергея Аксенова о переходе к прямому избранию руководителей муниципалитетов на территории полуострова. Во всей остальной России ни одна законодательная или общественная инициатива от оппозиции на этот счет не проходит даже через первые стадии. Требования о корректировке законов отвергаются, организационные группы референдумов не проходят через фильтры избиркомов или заксобраний. При этом Аксенов преобразования на низовом уровне власти почему-то связал с 2024 годом – именно тогда, по его мнению, и могут начаться те самые выборы мэров.
На этом фоне продолжает развиваться подготовительная стадия избирательной кампании. Как выяснилось, пресловутые общественные штабы по наблюдению за ходом выборов уже тренируются в деле противостояния оппозиционерам. Также на прошлой неделе оказалось, что новая предвыборная стратегия «Единой России», когда ставка делается на лидеров общественного мнения с их жесткой привязкой к одномандатным округам, опирается в том числе и на вытаскивание активистов из рядов системной оппозиции. В регионах все больше историй с выходом тех или иных политиков или депутатов из состава ЛДПР и КПРФ. Одна их часть прямо заявляет, что это необходимо для участия в праймериз ЕР, другая пока пытается ссылаться всего лишь на некие неурядицы в своих прежних партиях.
комментарии(0)