Фото Kremlin.ru
На прошлой неделе в Кремле состоялось примечательное событие – президент Владимир Путин проводил совещание по итогам реализации Посланий президента Федеральному собранию 2019 и 2020 годов. Глава государства хотел узнать, «к каким качественным изменениям в жизни людей наша совместная работа привела». Социально-экономическое положение России последние годы очевидно ухудшается. В стране сокращается население, не растет ВВП, снижаются инвестиции, падает доля РФ в мировой экономике. При этом объявленные в 2018 году национальные цели развития не достигаются. Президент и правительство скорее всего должны это понимать. Тем более что наиболее смелые ученые, экономисты, предприниматели и политики регулярно указывают на принципиальную ущербность проводимой экономической политики.
Показательно, что призывы к пересмотру этой экономической политики только на прошлой неделе прозвучали с высоких трибун как минимум трижды. В среду председатель Счетной палаты Алексей Кудрин предложил пересмотреть бюджетную политику в отношении регионов. Для развития регионов федеральные власти должны дать им больше самостоятельности и увеличить объем их финансовых ресурсов, заявил Кудрин во время отчета в Госдуме.
Для увеличения региональных ресурсов Кудрин предлагает передать ряд расходных обязательств на федеральный уровень. То есть обязать федеральный бюджет платить за те услуги, которые раньше оплачивали регионы из своих бюджетов. «Например, перенести часть категорий обязательного медицинского страхования на федеральный уровень, за счет чего освободятся ресурсы регионов», – предлагает Кудрин. Эта мера позволит увеличить бюджеты регионов на 780 млрд руб. в год.
По словам Кудрина, объем средств, которыми регион может распоряжаться, растет незначительно по сравнению с темпами роста дотаций. «У нас 70% всех ресурсов, налоговых поступлений собирается в полутора десятках субъектов РФ», – сообщил глава СП, объясняя значительную перераспределительную роль федерального Центра в условиях большого разрыва доходов у субъектов РФ.
Вторая порция конструктивной критики и предложений прозвучала во вторник на заседании Столыпинского клуба. «Реальные располагаемые доходы россиян продолжают снижаться с 2013 года, – отметил директор Института экономики роста Антон Свириденко. – В рублевом выражении к 2020 году они сократились на 10%, в долларовом – на 60,5%. Продолжает сокращаться число рабочих мест. За пять последних лет их стало меньше на 0,5 млн. Численность граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2020 году достигла 19,9 млн человек».
«Во-первых, нужен рост производительности труда, приток массовых базовых технологий в традиционные сектора экономики. Во-вторых, нужно более эффективно перераспределять природную ренту. Не создавать центры прибыли в естественных монополиях и госбанках, а превратить их в чисто сервисные компании. А основную часть доходов пускать на инвестиции, прежде всего через государственные институты развития. В-третьих, снижать коррупционную и административную ренту», – предложил президентский бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Вполне реалистическая картина российских проблем описана в новой статье академика РАН Абела Аганбегяна, которая вышла в начале недели в журнале «Экономическое возрождение России». По его словам, антикризисный план правительства и нынешний бюджет не позволяют перейти к социально-экономическому росту. «Нужны экстренные меры не только для преодоления текущего кризиса, но и для перехода к социально-экономическому росту», – утверждает экономист. По его словам, во время пандемии 2020 года РФ вступила в демографическую катастрофу. «Впервые за последние 15 лет в России смертность в 2020 году увеличивается до более 300 тыс. человек по сравнению с 2019 годом (до этого она сокращалась в среднем на 30 тыс. человек в год). Из-за этого депопуляция населения превысит 600 тыс. человек», – сообщает ученый. Увеличение смертности привело к сокращению ожидаемой продолжительности жизни в России впервые с 2005 года. Так, если еще в 2019 году этот показатель составлял 73,6 года, то в прошлом году опустился до 72 лет. Мы являемся одной из немногих стран, где продолжительность жизни ниже возраста выхода на пенсию, отмечает Аганбегян. Уровень смертности в трудоспособном возрасте в РФ в три раза выше, чем в развитых странах. В последнее десятилетие расходы на образование в постоянных ценах заметно сокращаются, отмечает академик. Сейчас РФ тратит на этот сегмент всего 4% ВВП. Для сравнения: развитые страны направляют на финансирование образования 8% ВВП. Сегодня по расходам на образование Россия занимает 120-е место в мире.
«Розничная торговля, платные услуги и реальные располагаемые доходы населения упали примерно на 10% в годы стагнации и сокращаются еще на 6–7% в кризисные 2020–2021 годы. Конечное потребление домашних хозяйств во втором-третьем кварталах 2020 года упало на рекордные 15%, так что восстановить их докризисный уровень вряд ли удастся за два года, а может быть, даже и за три», – считает академик.
Кроме этой принципиальной критики экономической политики ушедшая неделя может запомниться ухудшениями на рынке госдолга (ОФЗ), а также ослаблением рубля. Чистый отток средств нерезидентов из ОФЗ и евробондов российских компаний в первом квартале составил 3,2 млрд долл. против притока в 0,6 млрд долл. годом ранее, сообщил в пятницу Центробанк. Аналитики связывают отток капитала с ростом геополитической напряженности и усиливающимся санкционным риском на фоне эскалации ситуации в Донбассе.
комментарии(0)