Фото Reuters
Конфликты вокруг авиационного, газового, нефтяного и энергетического транзита определяли основные события прошлой недели. Будет ли Россия наказывать те европейские авиакомпании, которые запретили себе транзит через Белоруссию после того, как Минск принудил к посадке транзитный лайнер компании Ryanair? Этот вопрос был очень важным в начале недели, когда Россия отказывалась принимать авиарейсы из Франции и Австрии, которые избегали транзита через территорию Белоруссии. И лишь в пятницу российские власти начали выдавать разрешения на прием европейских рейсов с облетом Белоруссии. Таким образом, угроза разрастания белорусского авиационного кризиса и на территорию России была снята.
Однако угроза западных экономических санкций против Белоруссии никуда не исчезла. Евросоюз объявил в пятницу, что рассмотрит возможность новых санкций против экспорта белорусских калийных удобрений в дополнение к запретам на контакты с нефтяным и финансовым секторами. Если европейские и американские компании присоединятся к бойкоту Белоруссии, то режим Лукашенко может потерять почти все свои валютные экспортные доходы.
Окончательный список санкций против Белоруссии на прошлой неделе так и не был объявлен. Тем не менее рейтинговое агентство S&P заявило о высоких рисках в банковском секторе Белоруссии. А Германия начала подготовку к вероятной реакции Лукашенко на новые европейские санкции. Представители немецкого экспертного и бизнес-сообщества опасаются, что в ответ на экономические санкции против Белоруссии, о которых будет объявлено в июне, Александр Лукашенко может заблокировать нефтегазовый транзит из России в Европу. Ведь иных рычагов давления на Евросоюз у Белоруссии нет. В случае прекращения белорусского транзита РФ потеряет около 2–3 млрд долл. всего за один месяц.
Еще один транзитный конфликт возник в связи с высоким спросом на газ в Европе. На европейском рынке из-за низких темпов пополнения топливных хранилищ рекордно подорожало голубое топливо. Украинские чиновники надеялись, что смогут продать «Газпрому» дополнительные транзитные мощности по более высоким ценам. Но этого не произошло. «Оператор газотранспортной системы (ГТС) Украины» призвал заняться этим вопросом антимонопольное ведомство Евросоюза. Однако «Газпром» отвергает подобные обвинения и заявляет, что действует строго в рамках заключенных контрактов.
Между тем в самой российской экономике идет восстановление потребления и увеличивается ипотечное кредитование. В пятницу Центробанк сообщил, что долги россиян по ипотеке по итогам апреля выросли на 2,9% – до исторического максимума в 10,05 трлн руб. Средняя ставка по ипотеке в апреле выросла – до 7,3% после 7,23% месяцем ранее.
Средний размер ипотечного кредита за последний год вырос на 29%, а срок кредита увеличился с 18 до 20 лет. Главной особенностью ипотечного рынка в последние месяцы является резко подскочивший спекулятивный спрос – люди пытаются оформить несколько кредитов в один день, активно пользуются потребкредитами для первоначального взноса, отмечает канал MMI.
ЦБ сообщил также, что впервые с июня 2015 года доля нерезидентов на рынке госдолга (облигаций федерального займа, ОФЗ) в апреле опустилась ниже 20%. Согласно оценке Центробанка, в апреле чистый отток средств нерезидентов в ОФЗ составил около 1,9 млрд долл. Тем не менее правительство РФ продолжает наращивать внутренний госдолг, хотя его резервы в Фонде национального благосостояния (ФНБ) уже превысили 13 трлн руб.
В понедельник пресса сообщила, что правительство определило семь крупных проектов, которые будут профинансированы из ФНБ на почти 900 млрд руб. Госфинансирование получат, в частности, проекты расширения восточной части БАМа. Минэнерго запросило из Фонда национального благосостояния 122 млрд руб. на электрификацию БАМа и Транссиба. Ранее президент Владимир Путин поручил до 1 мая представить перечень инфраструктурных проектов, инвестирование которых будет вестись с привлечением средств ФНБ.
комментарии(0)