На торжественном вечере, посвящённом празднованию 300-летия Кузбасса. Фото с официального сайта президента РФ / kremlin.ru
На прошедшей неделе президент России был вынужден больше внимания уделять международным проблемам, возникающим по периметру страны. Ситуация в Средней Азии и на Кавказе – такой фокус переговорной активности Владимира Путина отражает официальный интернет-сайт Кремля. Однако запланированную поездку в Кузбасс по поводу 300-летия региона он провел, а затем прибыл на полномасштабное открытие Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье.
Это мероприятие стало показательным для понимания нынешнего стиля взаимодействия президента с чиновниками. Путин все чаще дает как бы неожиданные поручения, на которые нижестоящие власти отвечают по-советски – дескать, готовы к еще большим свершениям. На самом деле то же строительство трассы Москва–Казань и дальше на Урал и в Сибирь, которым президент якобы озадачил вице-премьера Марата Хуснуллина, является давно намеченным планом.
И, конечно, проезд президента на лимузине «Аурус» по только что построенной дороге, пусть и со стыками, трудно сравнить с его выходом на Крымский мост за рулем «КамАЗа», не говоря уже о полетах на дельтаплане. Но главный вопрос относительно развития инфраструктуры – это временные затраты. То есть непонятно, хватит ли даже продленных полномочий Путина для того, чтобы дождаться момента, когда можно будет проехать от Москвы до Челябинска.
Как раз двинувшаяся на минувшей неделе вперед избирательная кампания также показала, что для властей создание видимости становится более важным делом, чем действия в реальности. А понимание текущего политического момента вместо следования формальным правовым нормам оказывается более предпочтительным подходом к действительности. Например, когда основные участники выборов в Госдуму принесли в Центризбирком списки своих кандидатов, а тот провел их проверку, то выяснилось, что большинство претензий к документам связано с отсутствием у того или иного выдвиженца сведений об ИНН. Казалось бы, при чем тут выборы? Но на самом деле закон требует этой информации, пусть для избирателей она и не имеет никакого значения. Однако для власти эти данные необходимы, чтобы изучить финансовую подноготную кандидатов.
Еще более показательным штрихом политической картины прошлой недели стало начало рестрикций против так называемых экстремистов. Как и предполагалось, иски в суды от лишенцев против избиркомов приводят лишь к тому, что после этого они становятся отстраненными от выборов уже в соответствии с юридическими формальностями. Однако информация из регионов, где такого рода процессы всегда проходят проще и откровеннее, продемонстрировала, что ужесточения избирательного закона, видимо, слишком сложны для исполнения на местах. И поэтому вниз отправлен некий запретительный список Минюста.
Впрочем, не только власть занимается созданием видимостей, этому же привержена и старая оппозиция. На минувшей неделе некий странный отрыв от реальности показала, к примеру, КПРФ. Левые объявили, что в конце июля они намерены провести по всей стране серию акций протеста «Антикап-2021». Причем на протяжении всего этого года коммунисты ни разу не получили согласований на масштабные уличные мероприятия – и ни разу не попытались выйти на них в соответствии со ст. 31 Конституции. Если, конечно, не считать закамуфлированные под встречи граждан с депутатами Госдумы малолюдные стояния. Однако во время выборной кампании такие широкие жесты с такой незначительной их реализацией могут серьезно подорвать репутацию оппозиционной партии. С другой же стороны, если КПРФ рискнет не прислушаться к запретам на массовые мероприятия, то она в глазах власти автоматически оказывается в одном лагере с навальнистами.
комментарии(0)