Фото REUTERS
Вторая неделя декабря прошла под знаком информационного нагнетания угрозы войны с Украиной и новых экономических санкций против России. Накануне переговоров президентов России и США во вторник агентство Bloomberg сообщало о возможном запрете на покупку российских долговых бумаг на вторичном рынке. Агентство утверждало также, что готовится запрет обмена рублей на иностранную валюту. Однако, как выяснилось позже, американские санкции против российского госдолга или «Северного потока – 2» уже давно были изъяты из американского законопроекта.
Примечательно, что за час до начала переговоров с Джозефом Байденом президент Владимир Путин в качестве угрозы номер один называл не санкции, а рост цен. «Главной проблемой сегодня и для экономики, и для граждан является рост инфляции. На конец ноября она составила 8,4%. В 2022 году необходимо обеспечить возвращение инфляции к целевому уровню в 4%», – сказал он во вторник.
Президент отметил, что рост цен носит глобальный характер, «его основные причины – это чрезвычайно мягкая бюджетная политика ряда зарубежных стран, развитых экономик». «С учетом этого нужно реализовать эффективные механизмы противодействия инфляции. Основной акцент прошу делать все-таки на увеличении предложения товаров и услуг на внутреннем рынке, в первую очередь это касается продовольственных товаров», – заявил Путин.
Пока президент просит делать «основной акцент на увеличении предложения», российский Центробанк готовит сокращение спроса. Последние данные по инфляции в России делают маловероятными в декабре сохранение ключевой ставки ЦБ или ее повышение на 0,25 процентного пункта, заявила в четверг председатель Центробанка Эльвира Набиуллина.
Инфляцию в РФ в 2022 году нужно вернуть к целевому уровню в 4%, потребовал и Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам во вторник.
Разгоняется рост цен и в США. В четверг американский Минтруд сообщил, что годовая инфляция в США в ноябре 2021 года ускорилась до 6,8% против 6,2% в октябре. Таким образом, в прошлом месяце темпы роста потребительских цен в США стали самыми быстрыми с 1982 года. Ускорение инфляции в ноябре в США поддерживали цены на бензин, жилье, продукты питания и транспортные средства.
На прошедшей неделе президент Путин поручил правительству актуализировать Энергетическую стратегию с учетом глобальных трендов декарбонизации, расширив горизонт планирования до 2050 года (сейчас до 2035-го) и предусмотрев поэтапное увеличение низкоуглеродных и безуглеродных источников энергии в энергобалансе страны, определив целевые показатели и меры по их достижению.
При этом многие участники мирового топливного рынка сомневаются в реалистичности планов энергоперехода. Продолжительный период повышения цен на природный газ «может поставить под угрозу разработку» альтернатив, заявил на Мировом нефтяном конгрессе исполнительный директор TotalEnergies SE Патрик Пуянне.
Возобновляемые источники энергии еще недостаточно стабильны, чтобы отказаться от ископаемого топлива, заявил на Всемирном нефтяном конгрессе Хьюстоне гендиректор Saudi Aramco Амин Нассер. «Несколько в высшей степени нереалистичных сценариев и предположений относительно будущего энергетики затуманивают картину. Например, все чаще предполагается, что весь мир может работать на альтернативных источниках энергии, а огромная глобальная энергетическая система может быть полностью преобразована практически в мгновение ока. Или что инвестиции, требующие примерно 115 трлн долл., будут сделаны менее чем за 30 лет», – перечисляет нереалистические предположения Нассер. По его словам, правильной стратегии перехода к низкоуглеродной энергетике просто не существует.
«Мы приветствуем развитие возобновляемых источников энергии, но их масштабное развертывание по всему миру займет намного больше времени, чем предполагалось», – подчеркивает Нассер. Он считает, что хаос в мировой энергетике будет только усиливаться, пока сохраняются явные пробелы в стратегии зеленого перехода.
Пробелы сохраняются и в знаниях о новом более заразном штамме коронавируса «омикрон». Этот штамм грозит потерями мировой экономике около 5,3 трлн долл., считает главный экономист Международного валютного фонда (МВФ) Гита Гопинат. Это намного больше, чем предполагалось. Общие прогнозируемые убытки от пандемии МВФ оценил в 12,5 трлн долл.
комментарии(0)