Встреча с победителями конкурса «Лидеры России». Фото с официального сайта президента РФ / kremlin.ru.
На прошедшей неделе рабочий график президента РФ вошел в фазу внутриполитической активности. Наиболее заметным свидетельством стала встреча Владимира Путина с руководством Госдумы и лидерами парламентских фракций. С одной стороны, это достаточно протокольное мероприятие, недаром оно приурочено к окончанию сессии. С другой – именно традиционный формат всегда можно наполнить какими-то актуальными смыслами. В этот раз это был так называемый спецоперационный консенсус политических сил. Или, как описал сам Путин, партий, дескать, у нас много, а страна – одна.
Но это показательное мероприятие на самом деле не было главным в политике на минувшей неделе. Более важной, как представляется, является беседа президента с победителями конкурса «Лидеры России». Проект, запущенный с одобрения Путина и курируемый первым замглавы президентской администрации Сергеем Кириенко, считается ключевым государственным инструментом кадровой политики. Именно инструментом, а не механизмом, как первоначально, когда были разговоры о социальных лифтах. Сам по себе набор победителей этого года, который был поименно представлен президенту, показывает, что через «Лидеров России» стали пропускать множество уже состоявшихся молодых чиновников или менеджеров из частного сектора или сферы НКО.
И Путин целенаправленно занимается тем, что пристально присматривается к новым поколениям госуправленцев. Подтверждением такому выводу служит еще одно событие прошлой недели – его очная встреча в Кремле с главой Мордовии Артемом Здуновым, отчитавшемся об успехах за год. Перед назначением он, кстати, был не какой-то малозначительный варяг, успев поработать главой правительства Дагестана. А еще Здунов считается представителем влиятельной «татарской группы» в российской власти. Было заметно, что Путин, который часто прерывает хвалебные доклады губернаторов негативными вопросами, в ходе разговора со Здуновым не переходил на доминирующую позицию по принципу «я начальник, ты дурак».
Между тем на минувшей неделе перед визитом думцев в Кремль спикер парламента Крыма Владимир Константинов в своем вроде бы частном Telegram-канале высказался о том, что России многопартийная система не очень подходит. Мол, эта привнесенная с Запада система либеральных ценностей мешает развитию страны, а вот однопартийная модель на определенных отрезках истории показывала высокую эффективность. Но слова Путина о таком естественном ограничителе политической борьбы, как забота о стабильности государства, не выглядят оторванными от контекста вовсе не потому, что какой-то из высокопоставленных чиновников немного поразмышлял на заданную тему. Фраза Путина находит подтверждение и в политической практике – прежде всего электоральной.
В ходе нынешней избирательной кампании «донбасский консенсус», в отличие от консенсуса крымского образца 2014 года, играет роль уже не стабилизатора, а консерватора. Например, откинут в прошлое такой элемент, как постепенное распределение власти между системными думскими партиями. Раньше это касалось прежде всего губернаторских постов, однако сейчас даже любой малоизвестный врио добивается для себя условий референдумных выборов. Тем не менее, как показали события прошедшей недели в Удмуртии, политконкуренция, вроде бы уже выставленная за дверь, окно и форточку, лезет и сквозь решетку вентиляции. И тогда вполне согласованный с администрацией Александра Бречалова кандидат от КПРФ Александр Сыров вдруг становится опасным элементом только потому, что может действовать более или менее автономно. В ответ система предпринимает меры по блокировке такого слабого звена, дальше будут попытки его исключить. Сперва были придирки к документам, затем – помехи в прохождении муниципального фильтра, а потом, видимо, начнутся правовые решения – вплоть до уголовного дела.