Встреча с губернатором Алтайского края Виктором Томенко (в режиме видеоконференции). Фото с официального сайта президента РФ / kremlin.ru
На прошедшей неделе внимание привлекла рабочая встреча президента РФ с губернатором Алтайского края, появились заголовки типа «Виктор Томенко поспорил с Владимиром Путиным». На самом же деле глава региона не столько спорил с главой государства, сколько объяснялся перед ним. Онлайн-беседа прошла в рамках смотрин тех региональных начальников, которым в 2023 году предстоит или переизбираться, или оставить свои посты.
Судя по всему, Томенко получит положительную визу, но не за готовность к финансовым дискуссиям, а за неплохие социально-экономические показатели. Что же касается самого «спора», то президент просто предварил доклад губернатора о достижениях вопросом, а затем и дополнительным уточнением: почему имеется «определенный спад» инвестиций в основной капитал? Томенко указал на метод расчета – в сопоставимых ценах, то есть без учета инфляции. А еще он пояснил, что, когда по всей стране шло падение, в крае этого не наблюдалось, так что он обошелся без восстановительного роста.
Путин согласился с доводами собеседника, под конец беседы прямо констатировал, что «работа идет, идет неплохо». А потом указал на одно из нововведений региональной политики федерального Центра. Томенко ни слова не сказал о проведенной мобилизации и участии местных властей в этом деле, так что президент подчеркнул: «Я с коллегами когда общаюсь, практически все говорят о тех программах поддержки, которые развернуты в регионах, поддержки нашим военнослужащим и членам их семей, которые участвуют в нелегкой, прямо скажем, и в высшей степени рискованной боевой работе в рамках специальной военной операции». Под «коллегами» он имел в виду губернаторов, которые теперь рапортуют об этом в первую очередь, как ранее было с ковидом. Алтайский руководитель заверил: все, что надо, уже делается, но Путин еще раз указал, что «внимание к этим вопросам должно быть первостепенным». Кремлем, очевидно, проводится коррекция имиджа губернаторов-технократов, их решили окончательно сделать фигурами человеческими.
На минувшей неделе произошел очередной интеграционный шаг в отношении четырех новых субъектов РФ: ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Президент на заседании оргкомитета «Победа» подписал указы о новых российских городах воинской славы и трудовой доблести. Из бывших украинских городов в первый список попали Мелитополь и Мариуполь, во второй – донецкая Горловка и Луганск. При этом вниманием Москвы была полностью обойдена Херсонщина. С одной стороны, может показаться, что, видимо, там во время Великой Отечественной войны не проявил себя героически ни один населенный пункт. С другой стороны, в указе по Мелитополю и Мариуполю этот контекст как раз отсутствует, то есть звание учитывает и значение города для спецоперации.
И высшее руководство страны действительно до сих пор не высказало своего мнения о таком решении, как оставление Херсона. Более того, на прошлой неделе стало понятно, что процесс переформатирования власти в новых регионах в полноформатно российскую быстрым не будет. Нынешние врио могут остаться в этом статусе и после осенних выборов 2023 года. Во всяком случае, на той же Херсонщине и скорее всего в Запорожье. Недаром уже ходят разговоры о якобы возможном объединении их частей в некий Таврический край. Однако и этого формально нельзя сделать до тех пор, пока на этих двух территориях нет полноценной власти.