Фото: Владимир Астапкович, Фотохост Конгресса молодых учёных / kremlin.ru.
Прошедшая неделя показала концентрацию президента на мероприятиях, которые теоретически должны были открыть ему беспрепятственный доступ к пресловутой информации с мест. Например, на встречах с молодыми учеными или инвалидами и соответствующими общественными организациями Владимир Путин не только выслушивал интересные предложения снизу и обещал поручения на уровне правительства или администрации президента, но и буквально требовал от собеседников более четкой аргументации их предложений и более оперативного их оформления в официальные бумаги.
Судя по всему, и совещание президента с кабинетом министров по теме не только зарплат бюджетников, но и по иным общественно значимым проблемам можно считать вертикальной коммуникацией. Да и участие Путина в X Всероссийском съезде судей, хотя оно и не выглядит мероприятием подобного рода, на самом деле находится в русле вполне очевидной логики. Она заключается в том, что глава государства ведет подготовку к своему ежегодному посланию парламенту, которое в реальности представляет собой демонстрацию элитам и народу актуального на данный момент образа президента. Кстати, в контексте данной функции – а она и есть главная для посланий, неудивительными выглядят многочисленные прогнозы о том, что до конца этого года Путин с подобным обращением выступать не станет.
Таким образом, нельзя исключать, что как серия ныне проходящих встреч, так и еще запланированных окажутся как бы отдельными эпизодами послания, транслируемыми соответствующим общественным группам. Например, президент через несколько дней должен прийти на заседание Совета по правам человека (СПЧ). К традиционному ежегодному совещанию с официальными правозащитниками подготовка уже проведена: из состава СПЧ выведено определенное количество ненадежных собеседников, которые могли бы попытаться выбиться из запланированной повестки.
Что же касается состоявшегося на прошлой неделе съезда судей, то по итогам выступления там президента стало ясно, что в этой сфере он хочет видеть такую картину: судейская вертикаль настойчиво проводит в жизнь идеи гуманизации, слышит народный запрос на справедливость, в должной мере поддерживает законность. Те факты и явления, которые из соответствующего ряда выбиваются, президентом не обсуждаются, по крайней мере публично. Кстати, впереди у Путина очередная встреча с председателем Конституционного суда Валерием Зорькиным, который на том же съезде служителей Фемиды почему-то заговорил о неприятных вещах типа возможности или невозможности вернуть в России смертную казнь. Президент при данном выступлении присутствовал, но на этот тезис никак не отреагировал.
При этом стоит отметить, что общение Путина с теми же молодыми исследователями или людьми с ограниченными возможностями, которые ведут прямо-таки героический образ жизни, однозначно показывает: глава государства четко нацелен на позитив. Остается вопрос, нужно ли это в тактических целях – скажем, в рамках сбора материала для послания, или это теперь такой доминирующий ориентир, что открывает возможность для самых разнообразных прогнозов.
Между тем провластная социология на минувшей неделе атаковала власть соцопросами, которые показывают рост в обществе тревожности за настоящее и будущее. Традиционно уровень данного показателя проверяет ФОМ – и там уже вторую неделю подряд фиксируют тренд на обострение такого рода настроений. Однако в этот раз к делу подключился и ВЦИОМ, обычно придерживающийся консервативных подходов. Данных в открытом доступе, правда, пока нет, но руководители агентства публично заявляют, что респонденты требуют от власти большей объективности в описании текущей действительности. Судя по всему, не только в отношении спецоперации, но и, видимо, социально-экономического положения государства.