В ходе встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, жителями блокадного Ленинграда и представителями общественных патриотических объединений. Фото Ильи Питалёва\kremlin.ru
На прошедшей неделе ключевым событием в контексте спецоперации, а значит, и всей внутренней политики страны предполагался визит президента РФ в Санкт-Петербург 18 января. Повод был основательный – празднование 80-летия прорыва блокады Ленинграда, родины Владимира Путина. Интересно, что анонсировать эту поездку СМИ принялись уже с начала месяца, но пресс-служба Кремля долго давала понять, что еще ничего не определено.
Между тем в ряде интернет-ресурсов появились утверждения, что, мол, в Северную столицу загодя стали съезжаться различные фигуранты тех или иных процессов. Например, туда якобы поспешил и куратор ЧВК Вагнера бизнесмен Евгений Пригожин, который долгое время публично атаковал питерского губернатора Александра Беглова. Соответственно ожидания и даже прогнозы итогов посещения Путиным Петербурга свелись к двум пунктам: дескать, президент сделает заявление об изменении характера СВО и вроде бы как даст отмашку на смену власти в своем родном городе.
Что касается спецоперации, то Путин действительно высказался о ней, тем более что одним из мест пребывания был оборонный Обуховский завод. Однако никакой из предполагавшихся сценариев – «священная война с Западом» или «контртеррористическая операция» – не был реализован. Президент при этом объявил как бы более уточненную цель СВО: «По сути, полномасштабные боевые действия в Донбассе с 2014 года не прекращались – с применением тяжелой техники, артиллерии, танков и авиации... Все, что мы делаем сегодня, в том числе в специальной военной операции, – это попытка прекратить эту войну. Вот в чем смысл нашей операции. И защитить наших людей, которые там, на этих территориях, проживают». Как заявил Путин в ходе встречи с ветеранами-блокадниками, Россия долго пыталась мирными способами установить порядок на своих бывших исторических территориях, которые были отданы Украине в советские времена, но такие планы, дескать, не удались.
История с якобы увольнением Беглова оказалась еще более интересной. Губернатор сопровождал президента везде, где только было возможным, – и в этом нынешняя поездка Путина резко отличалась от его прежних питерских визитов. Состоялась наконец и очная беседа глав города и государства, в ходе которой Беглов побил все рекорды по произнесению в разных вариантах слова «спасибо» в адрес Путина. Благодарность буквально за все решения, изменения и достижения, случающиеся в Петербурге, была высказана Бегловым не менее полусотни раз. Причем время от времени губернатор упоминал, что президент учил его элементарным приемам госуправления, о которых Беглов, понятное дело, до этого момента как бы и не догадывался. Типа такого: мол, денег от федерального Центра надо все время требовать, но не просто так, а под проекты программ. Короче говоря, пока никаких изменений в питерской власти скорее всего не предполагается.
На минувшей неделе между тем стало понятно, что критическая риторика властей в адрес пресловутых релокантов, которая все время ужесточается, все-таки выльется в какие-то законодательные изменения. Дело в том, что среди уехавших уже четко выделена та категория, которая не просто работает за границей, а позволяет себе ругать свою страну и ее политику – то есть ту же СВО. Не говоря уже о том, что некоторые эмигранты помогают Украине. Судя по всему, именно по поводу таких и раздаются угрозы конфискации имущества, реализация которых требует должного правового оформления. Но в целом это, очевидно, воздействует на всех релокантов весьма негативно.
Законодательного прорыва на прошлой неделе наконец удостоилась и зависшая было в Госдуме процедура организации российских судов в новых регионах страны. В нижнюю палату были внесены проекты законов по Херсонской области. К этому субъекту РФ, как и к ДНР с ЛНР, применен принцип теоретического контроля над этими территориями в полном объеме. То есть о формировании судов заявлено и там, где пока нет российских войск – вроде города Херсона и правобережных районов. Теперь депутаты наконец-то смогут проголосовать за весь пакет по всем четырем субъектам РФ, но обнаружилось, что правительство не хочет выдавать на это дополнительных денег из бюджета. По трем регионам были обоснования на десятки миллиардов рублей, но по Херсонской области финансовая справка лаконична: затраты будут произведены из общего объема средств, выделенных на судебную систему в целом.