Фото kremlin.ru
Знаковое событие прошлой недели – государственный визит председателя КНР Си Цзиньпина в Москву, его переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным и встреча с премьером Михаилом Мишустиным.
«Несмотря на последствия пандемии и санкционный прессинг, товарооборот (РФ и КНР. – «НГ») в 2022 году достиг исторически рекордной отметки – 185 млрд долл. Ожидается, что в нынешнем году Россия и Китай не только выйдут на объем торговли в 200 млрд долл., но и превзойдут этот рубеж», – сообщил Путин.
Как уточнил российский президент, наша страна – стратегический поставщик в КНР нефти, природного газа, в том числе сжиженного, угля, электроэнергии. И во взаимной торговле все активнее используются национальные валюты.
Мишустин же особо указал на кооперацию в высокотехнологичных сферах: «Речь идет об авиастроении, машиностроении, станкостроении, космических исследованиях, а также сквозных технологиях, которые нацелены на создание инновационной продукции и оказание услуг».
После чего эта тема прозвучала во время ежегодного отчета правительства в Госдуме. Как сообщил депутатам Мишустин, в 2023 году правительству необходимо решить целый ряд задач – их шесть. И первым пунктом было упомянуто «укрепление взаимодействия с нашими союзниками, поиск перспективных партнеров».
«Важное значение мы придаем развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с Китаем», – пояснил премьер РФ, уточнив, что в ближайшее время будет утвержден российско-китайский «План-2030» (см. «НГ» от 23.03.23).
Рассказал Мишустин и в целом про перспективы экономики РФ. После «пересборки хозяйственных связей» она вернулась на траекторию роста: «Теперь даже некоторые международные организации прогнозируют нам позитивную динамику по итогам 2023-го и выход на темпы роста ВВП выше развитых стран в 2024-м».
А в Минэкономразвития уточнили, что ожидают по итогам года «видимый рост основных показателей, связанный с экономическим развитием, инвестициями и доходами населения». По словам главы ведомства Максима Решетникова, это будет рост все же выше, чем на 0,1 или 0,2%.
Между тем, как, например, следует из обнародованного на минувшей неделе уточненного прогноза Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), российский ВВП по итогам 2023-го может показать еле заметный, но все же спад: эксперты указывают на диапазон от снижения на 0,4% до нулевой динамики (ни рост, ни падение). Хотя если брать весь последний год, то эта версия прогноза у ЦМАКПа самая оптимистическая.
В других странах власти продолжают разбираться с банковским кризисом. Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристалина Георгиева предупредила в воскресенье о нарастании рисков для финансовой стабильности в мире. Причина – ужесточение денежно-кредитной политики.
«В период роста уровня задолженности быстрый переход от длительного периода низких процентных ставок к гораздо более высоким ставкам, необходимым для борьбы с инфляцией, неизбежно порождает потрясения и факторы уязвимости, о чем свидетельствуют недавние события в банковском секторе некоторых стран с развитой экономикой», – пояснила она.
Американская экономика оказалась между молотом и наковальней Федеральной резервной системы (ФРС) США. Регулятор на прошедшей неделе снова повысил процентную ставку по федеральным кредитным средствам на 25 базисных пунктов – теперь диапазон составляет 4,75–5% годовых.
Одновременно с этим подпитка банковского сектора пока продолжается. «Банки продолжили привлекать ликвидность у Федрезерва, баланс которого за последнюю неделю в рамках реализации программы BTFP (Bank Term Funding Program) увеличился на 95 млрд долл. после 298 млрд долл. неделей ранее», – сообщили эксперты Freedom Finance Global. При этом в ФРС признают, что пока масштаб последствий последних событий и решений неясен.