Уровень безработицы в России снова обновил исторический минимум, следует из обнародованного на минувшей неделе отчета Росстата. В феврале показатель составил 3,5% по методологии Международной организации труда.
«Низкие значения безработицы связаны как с дефицитом трудовых ресурсов (предполагается, что при ограничениях на технологический импорт трудоемкость российской экономики может возрасти), таки с убылью населения (за 2022 год численность населения в возрасте старше 15 лет снизилась на 0,53 млн человек), – пояснили на прошлой неделе в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. – В этих условиях будут формироваться дальнейшие структурные перестройки рынка труда и динамика заработной платы, соответствующие масштабам дефицита».
В реальном выражении – с учетом инфляции – средняя по РФ зарплата растет четвертый месяц подряд. В январе в годовом сопоставлении рост составил 0,6%, сообщил Росстат.
«В марте российская промышленность продемонстрировала рекордный с начала «санкционной войны» набор персонала и рекордные планы найма», – отметили на минувшей неделе в Институте экономической политики им. Гайдара, проанализировав результаты опроса предприятий.
«Ситуация на рынке труда остается благоприятной», – оценили в Минэкономразвития. Однако это не означает, что все проблемы уже решены, обратил внимание президент Владимир Путин в ходе совещания с членами правительства в среду.
«Есть в целом вопросы к качеству рабочих мест. В отдельных регионах и населенных пунктах уровень безработицы все-таки гораздо выше среднего по стране, – уточнил Путин. – На предприятиях, где сократился выпуск продукции, коллективы загружены частично, работают в неполную смену. Понятно, что это негативно отражается и на заработных платах… В среднем у нас подрастают реальные доходы, но в отдельных регионах, по отдельным направлениям все-таки это не так». «Жду от коллег здесь более активных действий», – сказал президент. Указал он и на необходимость расширить национальный проект по производительности труда.
Но для инвестиционного развития, по опросам промпредприятий, нужны прежде всего ясность и предсказуемость макроэкономической ситуации (это самый популярный ответ, набравший 68% голосов). Инвестиционные планы в промышленности не смогли в марте продолжить восстановление и пока лишь избавились от пессимизма первых 12 месяцев беспрецедентного санкционного давления на российскую экономику, сообщает Институт Гайдара.
В российской промышленности на общем в основном негативном фоне проявились сразу несколько лидеров по увеличению выпуска, следует из новых данных Росстата. Это прежде всего «производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования», показавшее по итогам января-февраля рост более чем на 19% к тому же периоду прошлого года, «производство прочих транспортных средств и оборудования» с ростом почти на 18%, «производство компьютеров, электронных и оптических изделий» – увеличение почти на 13%.
Для сравнения: среди аутсайдеров, в частности, продолжает оставаться производство легковых автомобилей, которое за первые два месяца этого года снизилось почти в четыре раза по сравнению с тем же периодом 2022-го.
В Минфине на минувшей неделе раскрыли детали программы добровольных сбережений на старость. «Предполагается, что договор будет заключаться минимум на 15 лет. При этом выплаты можно получить раньше: в случае достижения 55 лет женщинами и 60 лет мужчинами», – сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев.
Участие граждан в программе предполагается исключительно на добровольной основе путем заключения договора долгосрочных сбережений с негосударственным пенсионным фондом. На долгосрочные сбережения до 400 тыс. руб. возможно будет получить единый налоговый вычет.
Взносы по программе будут софинансироваться государством; оно гарантирует сохранность накоплений: защита сбережений составит 2,8 млн руб., что вдвое выше, чем по банковским депозитам.
Другой – дискуссионный – вопрос в том, есть ли у населения в принципе что сберегать, существует ли возможность ежемесячно откладывать, как советовали гуру финансовой грамотности, 30% дохода. Например, по данным «Ромира», опросившего 3 тыс. россиян (по репрезентативной выборке в городском населении страны), с начала года доля семей со сбережениями сократилась. В январе 2023-го о наличии сбережений сообщали 51% опрошенных семей, а в конце марта уже 49%.
Причем из них большинство – около 40% – считают, что им хватит их сбережений не более чем на три месяца. Еще 30% ожидают, что их накоплений будет достаточно на срок от трех до шести месяцев. Примерно 20% назвали период от полугода до года. Почти 10% семей со сбережениями оценили этот период в один-три года, и совсем единицы считают, что им хватит резерва на три года и дольше.