Фото Reuters
Прошедший на минувшей неделе двухдневный визит главы российского правительства Михаила Мишустина в Китай вызвал неоднозначную реакцию у наблюдателей. Западная пресса поспешила назвать китайский прием Мишустина якобы холодным и акцентировала внимание на ситуации с «Силой Сибири – 2».
Так, британская газета Financial Times в статье под провокационным названием «Китай заставляет Путина ждать газопровода» сделала вывод, что Китай затянет переговоры о строительстве трубопровода «Сила Сибири – 2». Агентство Reuters передало, что вместо российского проекта «Сила Сибири – 2» Китай склонен отдать предпочтение проекту центральноазиатского трубопровода для поставок газа из Туркменистана – «Линии D».
Китайские эксперты, которых цитируют российские издания, наоборот, говорят о «цунами интереса» и к России, и к визиту. Но в условиях происходящего разворота на восток действительно некоторое удивление вызывает довольно скупое, протокольное информирование правительством общественности об итогах визита.
В четверг на заседании правительства Мишустин тезисно перечислил рассмотренный «широкий спектр направлений совместной работы»: создание современных технологий и инноваций, наращивание производственных мощностей, развитие транспортной инфраструктуры, увеличение грузоперевозок, вопросы, связанные с развитием Северного морского пути, формирование независимой системы финансовых расчетов, «проекты в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве», взаимодействие в образовании, науке, культуре и т.д.
«По итогам переговоров подписан целый ряд двусторонних документов, в том числе об углублении сотрудничества в сфере торговли услугами и по вопросам интеллектуальной собственности», – сказал Мишустин. Судя по сообщению пресс-службы правительства, это, например, меморандум о взаимопонимании между Минэкономразвития РФ и Министерством коммерции КНР «об углублении инвестиционного сотрудничества в сфере торговли услугами», это протоколы между Россельхознадзором и Главным таможенным управлением КНР о фитосанитарных требованиях к пшену и лекарственному растительному сырью для китайской медицины, которые экспортируются из России и др.
В «Газпроме» же решили отшутиться по поводу сообщений зарубежной прессы. РБК приводит ответ официального представителя «Газпрома» Сергея Куприянова: «Не читайте советских газет». Уточняется, что он приложил к этим словам видео из фильма «Собачье сердце».
На минувшей неделе аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) начали публиковать «Тринадцать тезисов об экономике». Это 13 аналитических докладов, посвященных урокам 2022 года и вызовам 2023-го. В понедельник вышла часть, в которой отмечено, что экономика России сейчас находится в состоянии «неустойчивого равновесия». Есть несколько «узлов напряженности», влияющих на дальнейшие перспективы: это дисбалансы внешней торговли, инвестиций, бюджета и инфляции. От того, как будут «развязаны» узлы и будут ли, зависит, куда качнется маятник: в сторону роста и развития или в сторону многолетней стагнации.
В среду в еще одном своем докладе аналитики ЦМАКПа описали три наиболее вероятных среднесрочных сценария для российской экономики. Первый – кризисный: предполагается, что санкционный режим ужесточается, возникает глобальный экономический кризис, власти РФ поддерживают не производство, а прежде всего бюджет, пытаясь также удержать в приемлемых рамках инфляцию.
Второй – стабилизационный: санкционный режим постепенно размывается, мировая экономика в целом растет, а внутри РФ проводится политика макроэкономической стабилизации, «как в 2010-х» (восстанавливается бюджетный профицит и проводится осторожная денежно-кредитная политика)
И третий – стимулирующий: санкционный режим фактически ослабевает, развитие мировой экономики происходит без сколько-нибудь масштабного кризиса, в России проводится экономическая политика, направленная преимущественно на стимулирование инвестиционной активности, рациональное импортозамещение, экспансию экспорта на доступные рынки.
Стимулирующий сценарий предполагает: ВВП России в 2026 году может оказаться на 6,5–7,8% выше, чем в 2022-м. В стабилизационном сценарии прирост составляет 3,4–4,8%, а в кризисном – всего 0,5–1,9%.
Больше года Россия пребывает в принципиально новых условиях и больше года остается актуальным вопрос, за счет чего отечественная экономика должна теперь расти. ЦМАКП сделал ставку на потребление населения. Причем внутреннее потребление становится ключевым фактором в любом сценарии – в том числе в кризисном. «Во всех трех сценариях в 2023 году основным драйвером экономического роста выступит потребление населения», – поясняется в материалах.
Если же брать перспективу 2024–2026 годов, то снова именно потребление населения рассматривается как главный драйвер и в стабилизационном, и в кризисном сценариях. Причем в кризисном варианте делается еще предположение о «практически безостановочном падении импорта». И только в стимулирующем сценарии на этом временном отрезке важнее становится расширение инвестиций в основной капитал.
То есть даже при самом неблагоприятном развитии событий стране нужно добиться роста потребительской активности. Иначе, видимо, понадобится прописывать какой-то еще дополнительный сценарий – суперкризисный.
О важности потребления заявил на минувшей неделе и Центробанк (ЦБ). «В условиях, когда эффект от снижения ставок по ипотечным кредитам за счет действия льготных программ нивелируется ростом цен (на жилье. – «НГ»), единственным драйвером спроса на ипотеку выступает рост доходов населения», – пояснили специалисты ЦБ в «Обзоре финансовой стабильности».