Фото Government.ru
Минувшая неделя началась с обсуждения экономических последствий новой знаковой даты – 24 июня. Негативные последствия оказались в основном краткосрочными. Например, как рассказал первый вице-премьер Андрей Белоусов, спрос на наличные деньги в субботу вырос в 15 субъектах России в среднем на 30%, а в южных регионах – уже на 70–80%. Но нештатной ситуации удалось избежать, обстановка быстро стабилизировалась, в том числе благодаря действиям Центробанка. Рассказал Белоусов и про ситуацию на автодорогах: «К восьми часам утра в воскресенье все асфальтовое покрытие уже было полностью восстановлено».
Между тем рубль завершил неделю, как отмечают наблюдатели, одним из сильнейших с декабря 2022 года падением, подешевев на биржевых торгах за неделю по отношению к доллару сразу почти на 5 руб. Также эксперты дискутируют о долгосрочных последствиях произошедших событий для инвестиционной активности и делового климата страны.
Помимо этого на минувшей неделе Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), который условно можно назвать «мозговым трестом», близким к правительству, продолжил публикацию «Тринадцати тезисов об экономике». Авторы, включая руководителя направления ЦМАКПа Дмитрия Белоусова, настаивают: российской экономике требуется интенсивный рост с долгосрочным темпом не менее 3–3,5% в год.
«Необходимость решения как старых (возврат «социального долга» – ликвидация массовой бедности и избыточной социальной дифференциации, модернизация социальных институтов и инфраструктуры), так и новых задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности, восстановлением «новых регионов» и т.д., настоятельно требует расширения ресурсов экономики», – пояснили в своем обзоре экономисты.
И к этому, по их уточнению, добавляется «фактор Украины». «Если она сохранится в зоне политического и экономического влияния недружественной России коалиции, нам, возможно, придется столкнуться с политически враждебным государством, принимающим на дешевом, но «индустриальном» по социокультурным и квалификационным параметрам труде и высоком природно-ресурсном потенциале технологии и капитал, выводимый европейцами и США из Китая и России», – предупреждает ЦМАКП.
В таком варианте Украина, «поверхностно европеизируясь аналогично Польше и Хорватии, становится не просто так называемой Анти-Россией, но альтернативным нашей стране социально-политическим проектом», предполагают эксперты. «И нам соответственно надо выстроить собственную модель – более конкурентоспособную и динамично развивающуюся», – делает вывод ЦМАКП.
В середине недели после публикации новой порции статистики от Росстата Минэкономразвития отчиталось, что в мае 2023-го рост ВВП РФ с исключением сезонного фактора составил 1,4% в месячном выражении, а в годовом выражении российский ВВП превысил уровень прошлого года на 5,4%, в том числе с учетом низкой базы. Уровень двухлетней давности превышен на 0,6%. Основную поддержку экономике в мае обеспечили обрабатывающие производства, оптовая торговля, строительный сектор, перечислили в министерстве.
В свою очередь, на прошлой неделе Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН сообщил, что «на основе анализа статистических данных, доступных на середину июня, можно говорить о сохранении тенденции восстановительного роста, что при отсутствии новых внешних шоков позволяет ожидать роста ВВП по итогам 2023 года на уровне около 2%».