Скриншот видео из телеграм-канала Минсельхоза РФ |
«Ужесточение денежно-кредитной политики уже транслируется в экономику. Мы это видим по росту привлекательности сбережений и некоторому охлаждению кредитования, – сообщила в пятницу глава ЦБ Эльвира Набиуллина. – Вместе с тем устойчивое расширение спроса все больше превышает возможности наращивания предложения товаров и услуг. В итоге цены растут быстрее, чем мы ожидали». Дополнительным проинфляционным фактором выступает, по ее словам, смягчение бюджетной политики. Бюджетная политика в ближайшие годы будет более стимулирующей, чем предполагал регулятор.
К такому повышению ключевой ставки предстоит адаптироваться не только бизнесу и потребителям, но и Минфину. Как ранее заявлял замминистра финансов Владимир Колычев, расходы федерального бюджета на обслуживание госдолга и финансирование программ льготного кредитования при росте ключевой ставки на 1 процентный пункт увеличиваются более чем на 200 млрд руб. А значит, повышение на два процентных пункта увеличивает допрасходы бюджета более чем на 400 млрд руб.
Ранее «НГ» уже отмечала, что, по данным фонда «Общественное мнение», доля россиян, жалующихся на заметное удорожание мяса и птицы, а также яиц, достигает максимальных за год значений (см. номер от 22.10.23). На минувшей неделе ситуация не улучшилась. В правительстве не оставили эту проблему без внимания.
Так, в среду президент Владимир Путин провел по видеосвязи совещание с членами правительства. Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев вместе с губернатором Московской области Андреем Воробьевым вышел на прямую связь из нового селекционно-птицеводческого центра «Смена» в Подмосковье. «Дмитрий Николаевич, то, что вы из курятника с нами общаетесь, – это здорово, – отреагировал Путин. – Но чего курятина-то так подорожала? Мясо птицы у нас с начала года выросло больше чем на 27%».
«Владимир Владимирович, занимаемся этой темой, – ответил Патрушев. – Экономических предпосылок для увеличения цены в принципе особо нет никаких, и, переговорив с птицеводами, пришли к мнению, что они, чувствуя свою социальную ответственность, уже начали понижать цену на курятину. Надеюсь, что мы в ближайшее время увидим это».
Другой важной темой прошедшей недели вновь стали зарплаты на фоне кадрового дефицита. Например, Набиуллина в пятницу повторила привычную для регулятора мантру о том, что существенным ограничителем для расширения производства остается дефицит кадров. «Чтобы удержать или привлечь персонал, компании повышают зарплаты, после чего неизбежно вновь повышают цены, чтобы компенсировать расходы на повышение зарплат», – пояснила она.
Между тем, как ранее предупредил Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, несмотря на дефицит кадров, «компании, похоже, уже не могут достаточно быстро повышать оплату труда». Ведь даже если предприятия и будут поднимать оплату труда, допустим, на несколько десятков процентов, это все равно не ликвидирует кадровый дефицит в условиях, когда поднимать зарплаты надо порой в разы. Яркий пример – легкая промышленность с очень скромными зарплатами, где, по данным Института Гайдара, 80% предприятий сообщают о недостатке работников в связи с ожидаемыми изменениями спроса (см. «НГ» от 24.10.23).
Поразили на минувшей неделе президента и зарплаты в космической отрасли, которые, как выяснилось, «где-то в районе среднего, даже чуть ниже среднего», а должны быть выше. «Я, честно говоря, даже как-то не ожидал… Даже немножко был удивлен», – сообщил президент в четверг на встрече с молодыми учеными и специалистами космической отрасли. По его словам, власти «упустили» эту проблему.