Фото Reuters
Действующий глава государства на прошлой неделе официально стал претендентом в кандидаты на президентских выборах 17 марта. Владимир Путин лично представил в Центризбирком те документы, которые необходимы для его будущей регистрации. Одновременно в ЦИК были сданы и полагающиеся бумаги по проведению собрания инициативной группы граждан в поддержку самовыдвижения Путина.
Буквально пару дней спустя эта группа была зарегистрирована, получив право открыть избирательный счет и начать сбор подписей граждан, которые нужно представить в количестве не менее 300 тыс. штук. В конце минувшей недели такой сбор стартовал. Результат этой работы вполне понятен, Общероссийский народный фронт, который выступает одним из ее операторов, даже в одиночку может собрать нужное число автографов за несколько дней. А поскольку в скрытой форме, судя по всему, будет использован и админресурс – не для принуждения избирателей, а для их организации, конечно, то к своему исходу сбор подписей может пройти еще быстрее.
Так что менеджеры кампании Путина, видимо, должны будут решить, что для них важнее – формальная позиция кандидата № 1 или относительно длительная политическая кампания. Тем более что дальше таковой, очевидно, уже не будет, поскольку действующий президент по традиции в отпуск не уходит – и занимается, как известно, не агитацией, а текущей государственной деятельностью. На прошедшей неделе подобного в графике российского лидера было много. Например, встреча с победителями и наставниками всероссийского чемпионата «Профессионалы». Кстати, на предстоящей неделе по той же тематике пройдет целый Госсовет.
Понятно, что тему СВО Путин тоже обойти не мог, и тут вполне кстати оказалась итоговая коллегия Минобороны, на которой президент еще раз подтвердил: Россия не отказывается от мирного разрешения украинского конфликта с Западом, но исключительно на своих условиях. Естественно, президентского внимания удостоились и успехи страны в модернизации транспортной инфраструктуры – и железнодорожной, и автомобильной. Что наряду с прочими достижениями было констатировано на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
Также на минувшей неделе Путин принял участие в завершающем этот год заседании Совета законодателей РФ. Это неформальный орган, собравший глав региональных заксобраний, который курируется председателями Совета Федерации и Госдумы Валентиной Матвиенко и Вячеславом Володиным. То есть своего рода вертикаль представительной власти, которая еще и предназначена для укрепления политической стабильности и системного консенсуса соответствующих по статусу партий. Именно об этом в основном и говорил президент в своем выступлении как бы перед регионалами, однако главными фигурантами стали лидеры все тех же парламентских политструктур.
Эти системные партии, а других в регионах почти и нет, Путин как раз и имел в виду, когда поблагодарил всех депутатов страны за «солидарную позицию по важнейшим шагам, направленным на поддержку российских семей, нашего образования, здравоохранения, на сбережение нашей культуры и традиционных ценностей, укрепление безопасности, экономического суверенитета России». Отметив солидарное голосование всех фракций той же Госдумы за ряд важных для страны законов, президент отметил, что подобная консолидация «имеет огромное значение для государства».
Политический консенсус системных сил, как показала в том числе и прошлая неделя, продолжается и во время избирательной кампании, когда вроде бы, наоборот, должна обостряться конкуренция или даже соперничество. Понятно, что СВО служит вполне объективным поводом для отказа от такой практики. Поэтому, например, кандидат в президенты от ЛДПР – лидер этой партии Леонид Слуцкий, выдвинувшись на выборы еще 19 декабря, необходимые документы в Центризбирком понесет лишь 25-го числа. А депутат Госдумы Николай Харитонов, которого съезд КПРФ назначал левым кандидатом 23 декабря, свое заявление подаст в ЦИК, видимо, еще позднее.
Очевидно, что это делается для того, чтобы информационно не перебивать поток сообщений об объединении всех граждан в деле поддержки главного кандидата. На нынешних выборах вообще не имеет значения, какого результата добьются как бы альтернативные претенденты, заранее понятно, что невеликого. В итоге партийная система все сильнее сливается в консенсусе – и в прямом, и в переносном смыслах этого слова.